Московский Государственный Технический Университет
Гражданской Авиации
Кафедра гуманитарных и социально-политических наук
Контрольная работа № 2
по дисциплине "Философия"
студента 3 курса заочного факультета
Специальность 160905
Москва 2009
Введение
Философия, несомненно, является одним из важнейших духовных, теоретических инструментов управления общественным развитием.
Функции философии в сознательном управлении развитием общества весьма многообразны. Они обусловлены спецификой её предмета, её взаимосвязями с другими общественными науками и естествознанием.
Философия - это, прежде всего методология мышления. Как методология мышления она освобождает исследователя от излишней траты сил на самостоятельный поиск принципов и путей исследования, даёт возможность с доверием пользоваться выводами других учёных.
Конечно, научный поиск не определяется непосредственно методологией. Он зависит от всей совокупности мыслительных, эмоциональных, волевых качеств личности учёного. Однако те, кто недооценивает методологию, упускают из виду, что наука должна отличаться систематическим единством, общезначимостью и обоснованностью своих положений, требующих ясного осознания её принципов и методов, что и обеспечивает методология.
Важно не забывать. Что общество - это люди, а общественные законы - это законы деятельности людей. Неспособность видеть это приводит к тому, что люди превращаются в Идею, в Принцип. Такое заблуждение опасно: оно оборачивается неуважением к человеку, стремлением любой ценой - ценой бесчисленных человеческих жизней - воплотить Идею в жизнь.
Общество не застывшая социальная структура. Оно постоянно развивается. Поэтому наряду с изучением того, как функционирует социальная структура, необходимо рассматривать действительность как процесс, протекающий во времени, понимать, что данное состояние обусловлено предшествующим. Незнание игнорирование прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.
Изучая побуждения. Поступки людей, их воздействие на ход общественной жизни. Важно учитывать как сознательное, так и несознательное воздействие, как рационально обоснованные мотивы действий, так и воздействие бессознательного.
Указания З. Фрейда, К.Г. Юнга и К. Леви-Стросса насчёт фактора бессознательного вполне обусловлены, хотя, разумеется, бессознательное нельзя гипертрофировать.
В процесс осмысления исторических событий, любых факторов социальной жизни мы неизбежно привносим оценку, выступаем либо как судебные следователи, либо как адвокаты тех или иных исторических событий, тех или иных исторических деятелей.
Но как судить, как давать оценку? Ведь и нравственные идеалы и нормы поведения в ходе истории зачастую изменялись. Насколько сегодняшние наши ценности абсолютны?
В этой ситуации нужно понять, воссоздать социально-исторический контекст изучаемых явлений. Нужно избегать "осовременивания" истории. Нужно также исходить из диалектики сущего и должного, т.е. реально объективного и оценочного подходов. От оценки не уйдёшь, но важно как можно в большей мере дистанцироваться от того, чтобы оценивать действительность с позиций должного.
В процессе истории человечество выработало такие ценности, как добро, благо, свобода, справедливость и т.п., которые в известном смысле стали общезначимыми, объективированными духовными ценностями. ............