Содержание Введение Глава 1. Основные этапы научного пути Л.С. Выготского 1.1 Краткая биография Л.С. Выготского 1.2 Научно-творческое наследие Л.С. Выготского Глава 2. Роль и значение научной школы Л.С. Выготоского для психологии: истоки и современное состояние развития
2.1 Современные последователи учения Л.С. Выготского
2.2 Продолжение идей Л.С. Выготского в трудах Д.Б. Эльконина
Заключение Список литературы
Введение Исследования Выготского тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие ребенка, охватывая широкий круг проблем, имеющий большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о "зоне ближайшего развития", согласно которому только то обучение для ребенка является эффективным, которое забегает вперед развития", как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Цель контрольной работы – обосновать роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии. Задачи работы: 1. Изучить краткую биографию Л.С. Выготского. 2. Обосновать богатство научно-творческого наследия Л.С. Выготского. 3. Изучить роль и значение научной школы Л.С. Выготоского для психологии: истоки и современное состояние развития.
Глава 1. Основные этапы научного пути Л.С. Выготского 1.1 Краткая биография Л.С. Выготского Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит одна из важнейших ролей в развитии российской психологии. По теории Выготского, психические функции, данные ребенку природой, преобразуются в функции высшего уровня развития - культурные. Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.п. "Всякая функция в культурном развитии ребенка,- пишет Выготский, выходит на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая". Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем "вращиваются" в его сознание. В последующих работах Выготский делает упор на исследование значения словесного знака, то есть на сопряженного с ним (преимущественно интеллектуального) содержания. Совместно с учениками он разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка. Принцип развития ребенка сочетался в трудах Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о "психологических системах", под которым понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль придавалась Выготским сначала знаку, а затем значению как "клеточке", из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Выготским также был предложен принцип единства "аффекта и интеллекта", утверждавший необходимость исследования умственного развития в его нераздельной сопряженности с развитием мотивационным. 1.2 Научно-творческое наследие Л.С. ............