Часть полного текста документа:РОЛЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА Роль Константинопольского патриарха необходимо понимать в контексте соборности Церкви. Вселенский патриарх ни в коем случае не является "главой" Православной Церкви. Он исполняет роль координатора и инициатора общеправославных форумов. Тем не менее, на самих подобных форумах он участвует на равных со всеми остальными участниками правах. В функции Вселенского патриарха входят: инициатива созыва общеправославных форумов, касающихся общецерковных вопросов, координация этих форумов, а также председательство на них. Служение Вселенского патриарха предполагает скорее отдачу и жертвенность, чем особые права и привилегии. Патриарх - служитель единства Православной Церкви. В этом смысле он должен, когда это необходимо, даже жертвовать некоторыми интересами своей Поместной Церкви ради интересов других Поместных Церквей и Церкви в целом. Безусловно, на жертвы в пользу единства должны идти все Поместные Церкви. И все они должны быть готовы скорее отдавать, чем принимать от своих Церквей-Сестер. Однако Вселенский патриарх, в силу своего особого служения, призван к жертвенности и самоотдаче более чем предстоятели других Церквей. В первые века христианства роль Всецерковного координирующего центра играл Рим. Его служение, которое было именно служением жертвенной любви, предполагало скорее большую ответственность и большую жертвенность и отдачу, чем большую власть. Когда Рим начал понимать свое вселенское служение как большую власть над Церквами, между ним и Восточными Церквами возникли серьезные разногласия. Поскольку Рим настаивал на своем первенстве как первенстве власти, а не любви и жертвенности, Вселенская Церковь исключила его из общения любви. "Грех нравственного братоубийства", как охарактеризовал его А. Хомяков, стал одной из основных причин отпадения Рима от церковной полноты. После отпадения Рима роль Вселенского центра начала играть Церковь Константинополя. Хотя она несколько столетий разделяла с Римом служение Вселенского патриархата, с отпадением Рима она стала единственным таким центром. Причины, по которым как Римская, так затем и Константинопольская Церкви были возведены в ранг "Вселенских", прозаичны и связаны с политическим положением Рима и Константинополя, а именно, что они были "городами царя и синклита". Так, 28-е правило Четвертого Вселенского собора поясняет, почему они получили особый церковный статус: "Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем." И если Римская Церковь, кроме того что была Церковью столицы Империи, с апостольских времен имела также огромный нравственный и духовный авторитет среди прочих Церквей (конечно, не в силу якобы особой роли в ней апостола Петра, но в силу, прежде всего, множества мучеников, пострадавших там, среди которых и апостолы Петр и Павел), то Церковь Константинополя не имела подобного нравственного и духовного авторитета, потому что селение Византион, на месте которого Константином Великим была построена новая столица, ничем особым в истории Церкви не отметилось. ............ |