Ст.пр. Пилиева Д. Э.
Кафедра социологии и политологии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Рассмотрена роль современной семьи в воспитании и социализации детей, ее трудности, которые порождены в первую очередь кризисом общества, что инициирует формирование девиации подростков. Определены задачи семейной политики в социализации и воспитании детей, предотвращении и коррекции в их среде отклоняющегося поведения.
Современная семья все более явственно теряет одну из важнейших своих социальных предназначений – функцию воспитания и социализации подрастающих поколений, формирования у них высоких социальных и моральных качеств. В подобном состоянии институт семьи оказался вследствие ряда факторов объективного и субъективного характера: чрезмерной занятости родителей (в условиях сегодняшнего кризисного состояния России это свелось к добыванию средств к существованию); роста внесемейных ориентаций, которые, по данным наших исследований, оставляют на воспитание из всего суточного семейного бюджета времени от 20 минут у матерей, до 9 минут у отцов; разрушения традиций народной педагогики, служившей тысячелетиями надежной основой первичной социализации детей; тяжелыми материально-бытовыми условиями и общей нестабильностью самих брачно-семейных отношений.
В результате подобных трансформационных процессов, имеющих негативный характер, больше всех страдают дети. Давление этого непосильного для неокрепших душ социального пресса ведет к общей дестабилизации веками устоявшихся основ воспитания: растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; катастрофически растет детская преступность; происходит обвальное падение уровня интеллекта и духовности детей, подростков и юношества; отмечается засилье низкопробной западной культуры, проявляющейся в образе жизни и поведении в виде жестокости, цинизма и безнравственности.
В ценностных ориентациях российской модели рыночных отношений нет сколь-нибудь серьезного обозначения роли семьи в воспитании подрастающих поколений. Между тем по глубине проникновенности и богатству социальными и нравственными ценностями нет равного семейному воспитанию, потому что по своей природной социальной и психологической конструкции семейные отношения превосходят отношения любых других общностей в том, что касается теплоты и задушевности, кровно-родственной близости, преданности друг другу и групповой солидарности. Семья – та среда, которая наилучшим образом служит колыбелью всех чаяний, интересов и потребностей растущего детского социума.
Для такой незаменимой роли семья должна обладать определенными социальными, морально-психологическими, демографическими качествами. Какими же должны быть эти качества, которые в совокупности придают семье неповторимый статус на старте социализации личности? Ведь априори известно, что в своем изначально социальном предназначении физического и духовного воспроизводства общества семья должна функционировать в нормальном жизненном режиме и ритме. Именно в таком качественном состоянии семья может выполнять те институциональные функции, которые даже в близком приближении не подвластны другим социальным образованиям. В этой ипостаси семья с первых дней жизни ребенка берет на себя всю необходимую заботу о его здоровье, жизни, воспитании, дает первоначальные знания об окружающем, «вводит и руководит им в этом мире» [1], вооружая его определенными представлениями и навыками, надежно охраняет и защищает от жизненных трудностей и невзгод.
Родственная близость и солидарность членов семьи облегчает осуществлять индивидуальный подход к подросткам и детям, вовремя замечать отклонения в результатах воспитательной деятельности, активнее стимулировать проявляющиеся положительные личностные качества и эффективнее бороться с отрицательными чертами характера. Все наиболее важные пики становления и развития человека (содержательная сторона, эмоции, познавательная активность, формирование характера) приходятся на тот жизненный этап, который преимущественно проходит в семейном кругу.
В налаживании отношений между личностью и обществом институт семьи играет роль передаточного звена, т. ............