ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
НА ТЕМУ:
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ РУКВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила студентка
4 курса 1 группы
заочного отделения
факультета психологии
Степаненко Д.С.
г. Ростов – на – Дону
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. МЕТОДОЛОГТЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 5
2. СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 9
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ.. 14
4. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.. 16
5. СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ.. 18
6. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА.. 20
6.1. ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ. 20
6.2. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. 21
6.3. КОМПОНЕНТ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА.. 22
7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА.. 24
7.1. ПОЛ.. 24
7.2. ВОЗРАСТ. 25
7.3. ЗДОРОВЬЕ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31
ВВЕДЕНИЕ Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.
Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.
Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.
В отношениях по горизонтали восприятие руководителя связано с формированием внутригрупповых норм. При этом важным является то, как характеристики руководителя воспринимаются большинством членов коллектива и задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная коллективом общая оценка может усиливать эффективность управленческих воздействий, либо тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте эталона отношения коллектива к руководителю.
Эмоциональный компонент групповых оценок руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально-психологический климат коллектива.
Действуя в комплексе, это оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.
1. МЕТОДОЛОГТЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 1. Личность руководителя должна изучаться во взаимосвязи и взаимообусловленности со структурно – функциональной организацией его деятельности. Методологическое положение С.Л. Рубинштейна: «Психические свойства личности в ее поведении, действиях и поступках, которые он совершает, одновременно и проявляются и формируются» - находит свое воплощение в двух тесно связанных моментах. ............