Министерство образования и науки
Профессиональное училище
Описание опыта работы на высшую категорию
РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель работы - описание опыта работы мастера производственного обучения по формированию коллектива обучающихся в группе № 305 по профессии «Сварщик» с учетом выявленных и теоретически обоснованных факторов, влияющих на процесс формирования ученического коллектива в учебной группе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по формированию ученического коллектива;
- раскрыть сущность коллектива;
- определить пути и методы влияния мастера производственного обучения на формирование коллектива обучающихся.
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Современные профессиональные училища призваны подготавливать квалифицированных рабочих, обладающих глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. В решении этих задач ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения. Они призваны не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этические качества у обучающихся, в том числе чувство коллективизма.
Мною решается вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, коллективистскими общественными отношениями. Именно поэтому я систематически обращаюсь к научной и периодической литературе по педагогике, психологии.
В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под «коллективом» понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПУ, студенческой группе и т.д.); второе: под «коллективом» понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве.
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив обучающихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.
В условиях УНПО организация обучающихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны мастера.
Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение обучающихся, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. ............