Министерство общего и профессионального образования Российской федерации
Нижнетагильский государственный педагогический институт
Кафедра английского и французского языков
Выпускная квалификационная работа на тему:
Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся (на примере иностранного языка)
Исполнитель: студентка
III курса ОЗО ФИЯ НТГПИ
Положай Е.А.
Руководители:
декан ФИЯ доцент
Родин О.Ф.
кандидат пед. наук, доцент
Брискина М.Ю.
Нижний Тагил, 2003
Содержание
Введение 3
Глава 1. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности школьника
1.1 Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура
1.2 Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащегося среднего школьного возраста
1.3 Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
7
19
28
Глава 2. Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся
2.1 Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения
35 2.3 Роль контроля и самоконтроля при обучении иностранному языку 53 2.4 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения 63
Заключение
Литература
71
73
Приложения 76
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы формирования учебно-познавательных мотивов учащихся основывается на признании приоритета учебно-познавательной мотивации как главного залога успешности обучения и самостоятельной работы как средства формирования познавательных мотивов. Всестороннее развитие ученика - непременное условие в работе учителя. Это особенно относится к воспитанию интереса как наиболее сложному и трудному процессу в системе обучения. Самым главным в воспитании и развитии интереса к знаниям и потребности в самообразовании является воспитание самостоятельности и творческого подхода в овладении знаниями, всемерное развитие наблюдательности, познавательной активности и стремления к самообразованию.
Привитие учащимся навыков самостоятельной работы (в частности, по иностранному языку) является ещё более актуальной задачей школы в современных условиях быстрого накопления и обновления информации, расширения международных связей. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.
Если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует широкий и творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес в какой-либо области знаний, а возникший интерес, скорее всего, будет носить односторонний характер, любознательность превратится в слепое подражание образцам, порой весьма сомнительной ценности. Подобный интерес нельзя назвать проявлением индивидуальных способностей и творческих возможностей личности.
Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные условия возникновения глубокого интереса к учебным предметам.
К сожалению, в современной школе редко можно наблюдать явление увлечённости учебными дисциплинами. ............