Часть полного текста документа:Роль семьи в проявлении детской агрессивности Вдовенко И. П. Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли... Эрих Фромм Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки. Тема нашей встречи серьезна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Конечно, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.) У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить другому человеку боль. Очень часто агрессию, ее проявления путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т. к. не допускает оскорбления, издевательства и т. п. Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями и родителями. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том. Что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих. Интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако, в настоящее время и среди девочек все чаще и чаще встречаются такие, которые проявляют те или иные формы агрессии. Почему? Что является тому причиной? Мы предварительно исследовали отношения учащихся 4-х классов к телепрограммам, предложив ответить им на следующие вопросы: 1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра? 2. Что тебе в них нравится? 3. Советуют ли родители при выборе телепередач? 4. Какие передачи привлекают твоих родителей? 5. Какие передачи вы смотрите всей семьей? Следует отметить, что интересы у наших детей самые разнообразные: 9 человек отметили, что им нравится смотреть информационные программы ("Итоги", "Вести", и т. д.), 15 человек смотрят с желанием передачи познавательного характера ("Кто хочет стать миллионером", "Полундра", "Сто к одному" и т. д.), 8 человек отдают предпочтение музыкальным программам, 12 -телепрограммам о животных, 2 человека смотрят спортивные передачи и почти все любят смотреть мультфильмы и детский киножурнал "Ералаш". Однако, вызывает опасение пристрастие детей к таким программам, как "Дорожный патруль", "Деньги не пахнут", а так же к так называемым боевикам и фильмам-ужасам. ............ |