ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СЗУО г. Москва
ГОУ ЦО № 1089 "Коллаж"
Бузланова Мария Никитична
Роль В.Ф. Одоевского в русском романтизме ХІХ века
Реферат по литературе ученицы
9 класса Б
Руководитель
Варламова Даля Юозовна
Москва 2009
Содержание
Романтизм, как направление в литературе и искусстве. Истоки романтизма, зарубежный и русский романтизм. Основные причины появления романтизма в России
Краткий обзор романтизма в России. В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбеккер
Кружок "Любомудров": (А.А. Перовский (Погорельский), В.П. Титов, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский, М.П. Погодин, В.Ф. Одоевский)
Краткая биография В.Ф. Одоевского. Творческий путь автора
Обзор некоторых произведений кн. В.Ф. Одоевского, смешение мистики с реальностью. Реалистичность и социальная сатира "волшебства" в его произведениях
Романтизм и современная литература
Использованые материалы
Приложение
Истоки романтизма берут начало в Германии конца 18 столетия. Эпоха Просвещения особо бурно затронула германоязычные страны. В этом есть определенная закономерность – система образования в маленьких немецких государствах была по тому времени (да и не только по тому) самой, наверное, либеральной и логичной. Университеты этих городов-княжеств предоставляли полную свободу преподавательскому составу в планах изложения курсов наук. Никакого ограничения, никакой цензуры! Профессоры на свой счет арендовали помещения аудиторий, и их доход зависел только от посещаемости лекций, естественно платных для студентов. Излишне говорить, как в подобной системе бурно развилась наука – аудитории популярных профессоров не могли вместить желающих, а схоластические науки просто не могли выжить в среде конкуренции.
Весь мир того времени устремился за образованием в Геттинген, Гейдельберг, Кенигсберг, Иену. Бурная студенческая жизнь университетских центров формировала всевозможные кружки, корпорации, землячества. Свершившийся к тому времени в Европе ряд буржуазных революций скоро выявил некоторую ущербность достигнутых результатов: преобразования. проходившие под лозунгами "Свободы", "Равенства", "Братства", не принесли народам желаемого "золотого века". Свобода оказалась свободой грабежа населения кучкой олигархов, Братство – круговой порукой нуворишей, Равенство – сравнением тугости кошельков. В молодежной студенческой среде возникал протест против буржуазного, "филистерского" уклада новой жизни. Не умея еще понять причины и закономерности смены общественных формаций, молодые студенты поспешили обвинить в крахе идеалов предшествующую эпоху просвещения, и, как альтернативу, провозгласили свой символ веры: Романтизм.
Суть романтизма заключалась в аксиоматическом утверждении ошибочности отказа предшествующей эпохи от духовной составляющей, ее увлечении чистой материей, в ущерб чудесному, которое, по понятиям ранних романтиков, имеет не меньшее, если не большее, влияние на жизнь, как индивидуума, так и народа в целом. Апологетами стиля романтизма в литературе стали Шиллер, Гете, Новалис и прочие немецкие авторы. Программное обоснование стиля дал в своих работах видный немецкий филисоф-идеалист Шеллинг. ............