Роль запаха в атмосфере магазина
Наша память начинает накапливать информацию с самого рождения, мы постоянно приобретаем новые знания и опыт. События, настроения, ощущения, предметы, которые нас окружают, – все это непрерывно фиксируется в памяти на протяжении всей жизни, и, когда сочетание каких-либо, часто совершенно разнородных факторов неоднократно повторяется, мы бессознательно начинаем связывать их между собой.
Рассмотрим простой пример. Каждое утро мы встаем по сигналу будильника, который помогает нам проснуться, «запуская» наш организм, и если вдруг случайно в середине дня мы услышим напоминающий этот сигнал звук, то реакция будет сходной. Такое явление получило в науке название «условный рефлекс», впервые данный термин предложил российский ученый И.П. Павлов. Как известно, он изучал формирование условных рефлексов у животных, проводя эксперименты над собакой, но рефлексы у человека формируются так же.
В потоке окружающей нас информации следует особо выделить целенаправленное систематическое воздействие на наши органы чувств агрессивных рекламных кампаний, проводимых с помощью средств массовой коммуникации производителями и продавцами товаров и услуг. Стремясь укрепить свои позиции в борьбе с конкурентами, последние активно влияют на потребителей, побуждая их приобретать новый опыт покупок.
Между предприятиями розничной торговли существует довольно серьезная конкуренция: постоянно открываются новые магазины, выбор мест для совершения покупки становится все больше. Чтобы привлечь и удержать клиентов, операторы розничной торговли применяют различные инструменты маркетинга, в том числе повышение качества обслуживания и, безусловно, создание приятной атмосферы внутри торговой точки.
Атмосфера магазина – один из факторов, влияющих на эмоции и чувства посетителя торгового зала, от которых, в свою очередь, зависит его потребительское поведение [7]. Она способна вызвать у потребителя определенную эмоциональную реакцию (например, радость). Ощущения посетителя влияют на то, сколько времени он проведет в магазине, и опосредованно на то, сколько денег в нем потратит. Важно также, что атмосферу магазина продавец может создать сам, тогда как внешние факторы ему неподвластны.
Одним из значимых элементов атмосферы магазина является запах. Давно было замечено, что человеку сложно удержаться от покупки, проходя мимо пекарни, приятно пахнущей свежей выпечкой. На это обратили внимание розничные продавцы: они стали использовать аромат свежего хлеба для воздействия на покупателей, что позволяет увеличить продажи не только хлебобулочных изделий, но и остальных товаров, представленных в магазине. Такой маркетинговый ход активно применяется продавцами в странах Западной Европы.
Внутримагазинные запахи – это ароматы, используемые в торговой зоне розничного магазина для создания привлекательной, уютной и располагающей к покупкам атмосферы, которая часто становится составной частью его бренда. Запах торговой точки, однажды зафиксированный покупателем, остается в его памяти надолго и при случае может напомнить об опыте прежних покупок, закрепляя его на эмоциональном уровне.
Исследования показали, что клиенты магазина, для создания атмосферы которого применялись запахи, чувствовали себя более счастливыми и довольными после его посещения, они значительно выше оценивали уровень сервиса и предлагаемый ассортимент. ............