Часть полного текста документа:Романтизм в Германии XIX века Введение Романтизм - это духовное движение во всех областях культуры, прежде всего в литературе, музыке, философии, исторических науках и пр. К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этот список можно значительно расширить. Определить "романтизм" безотносительно формы его проявления (в литературе, музыке, философии и пр.) крайне сложно. Однако некоторые элементы понимания романтизма можно выделить: 1. Это прежде всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия. 2. Интерес к тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства, науки, природы. "Жизненное брожение", процессы творчества - в центре внимания романтиков. 3. Романтики переживают "разорванность" жизни в современном им обществе. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: "ностальгия" - желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному; "страсть", "тоска", "желание" - обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики "чувствуют", но не желают и не могут точно сформулировать. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся утаить от людей. 4. Чувственность ставится выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт, художник глубже понимает мир, чем ученый, потому что пользуется синтетическим художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью мышления. ГЕРМАНИЯ КОНЦА XVII - НАЧАЛА XIXВЕКА В 1794 г. вместе с публикацией "Наукоучения" на небосклоне философии восходит звезда Фихте. В 1975 г. Шиллер публикует знаменитые "Письма об эстетическом воспитании человека". Заявляет о себе "романтическое" течение в немецкой философии и литературе. Новалис, Фр. Л. Фон Гарденберг, пишет "Гимны к ночи" (1797), "Ученик в Саисе" (1798), "Христианство или Европа" (1799). Появляются сочинения Людвига Тика. Публикуются первые работы Шеллинга, на рубеже веков - в 1800 г. - увенчивающиеся "Системой трансцендентального идеализма". 1799 г. стал важным для немецкий романтиков: Фр. Шлегель опубликовал сочинение "Фрагменты", а Фр. Шлейермахер - "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим". Для исторической ситуации конца 80-х годов XVII- начала XIXвв. главным вопросом, как известно, было отношение немцев к французской революции, Еще до французской революции культура Европы - в частности, литература Германии - привлекала внимание к напряженности обострившихся социальных противоречий, противоречий между индивидом и обществом. Революция завершила формирование тех порывов к свободе, которые отныне сделались непреходящими личностными ориентациями молодых философов. Страстное ожидание перемен способствовало тому, что передовая немецкая интеллигенция увидела революции событие эпохального значения, громадной преобразующей силы; осознание объективной исторической неизбежности революции, широко распространившееся в немецкой культуре, значительной степени способствовало философским поискам закономерностей исторического процесса и критике весьма характерных для XVIIIв. ............ |