Часть полного текста документа: This book printed by Kovchegine Igor. Igor Print Co (r). All rights reserved. РОМАНТИЗМ. Содержание: РОМАНТИЗМ. 2 Содержание: 3 Введение 3 Литература. 6 Германия. 7 Англия 7 Франция. 8 Италия. 8 Венгрия 8 Польша. 9 Чехия. 9 США. 9 Россия. 9 Изобразительные искусства. 10 Германия. 11 Англия 12 Бельгия, Италия и Восточная Европа. 12 Россия. 13 Музыка. 13 Театр. 16 Введение Термином "романтизм" (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов "свободы, равенства и братства", неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи, которые "оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" (Энгельс Ф.). Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивилизации с её господством "бессердечного чистогана" и новыми формами порабощения народных масс, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность исторического прогресса, романтики столь же односторонне видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистического развития. Разоблачение уродства и прозы буржуазной действительности, стремление к цельности развития человеческой личности и гармоническому общественному устройству были неразрывно связаны у романтиков с поисками новых идеалов, приобретавших в условиях того времени иллюзорный, утопический характер. В различной направленности этих исканий раскрывается глубокая неоднородность романтического движения. Если прогрессивная часть романтиков обращалась в своих утопиях к будущему, возлагая надежды на переустройство общественного порядка, то представители консервативных групп в Романтизме идеализировали добуржуазное, средневековое прошлое, которому придавалась видимость патриархальной идиллии. Идеализация средневековья характерна для Романтизма в экономической науке (виднейший представитель - швейцарский экономист Ж. Сисмонди,), для ряда течений исторической. и эстетической мысли (напр., для англ. историка Т. Карлейля и его последователей - Дж. Рескина и прерафаэлитов, пытавшихся даже практически возродить "свободное и творческое" средневековое ручное ремесло). Смутность, иллюзорность романтических идеалов обусловливали сентиментальный характер романтической критики капитализма. Романтика, - писал В. И. Ленин, противопоставляя научную критику капитализма романтической, - вовсе не интересует изучение действительного процесса и выяснение его; ему нужна лишь мораль против этого процесса". Противоречия Романтизма. ............ |