Часть полного текста документа:Министерство Образования РФ НГТУ. Перевод по Истории экономики Инатова Андрея ФБЭ - 11 "Глава 14, 15. Россия и независимые государства" "Economic and Post-Soviet Economic Structure and Performance" Новосибирск 2001г. Глава 14 Россия и независимые государства. Основные характеристики. 25 декабря 1991г. Советский флаг был спущен под Кремлём в Москве, что ознаменовало распад СССР, а также начало новой политической организации - СНГ. Кроме того Россия и СНГ сформированные из стран бывшего СССР, Прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония), Грузия получили независимость. Говоря об этих начинаниях, важно знать и о действительности. Хотя новая эра наступила в январе 1992 года, очевидно, что отвержение старых порядков началось раньше. Борис Ельцин продумал новые экономические соглашения для России еще в прошлом году. Административно - командная система распалась, постепенно заменилась новыми соглашениями. Этот процесс был слишком медленным и болезненным. Дезинтеграция старых порядков проходила без одновременного ознакомления с новой политикой. Произошедший в результате распад, привел к неизбежному спаду производства товаров в прежних республиках. Несмотря на современные трудности перехода, новые государства - продукт советского прошлого. Удивительно, что общий недостаток данных и отвержение реальных советских различий привели ученых в заблуждение по поводу региональных проблем. Хотя мы смогли оценить положение регионов (бывших советских республик), уровень жизни, экономические основы государств было трудно проанализировать, т.к. данный регион входит в состав единой страны. Рассматривая эту проблему с другой стороны, можно сказать, что всегда было трудно оценивать влияние советской системы и советских законов на последствия региональной экономики. С исторической точки зрения, люди всегда оценивались критически к советской статистике. Очень важно учесть, что в новом устройстве нам не представлена точная статистика. А напротив, мы сталкиваемся с новыми цифрами из новых источников, а также с проблемами их применения. Эти новые проблемы ограничивают возможность заново сформировавшиеся независимое государство, особенно в начале декады. Независимые государства начали процесс перехода от планов к настоящему рынку. Хотя эта глава сосредотачивает свое внимание на независимых государствах и русской экономике, также очень важно начать анализировать основные индикаторы, принадлежащие бывшим республикам. Исходя из доказательства, представленные в таблице 14.1, можно сказать, что Россия и оставшиеся государства пользуются разными цифрами. Эти заново сформировавшиеся государства очень сильно отличаются друг от друга. По каждому представленному показателю- размеру, уровню экономического развития , индустриальной структуре. Например, судя по цене рубля в 1990 г. перед распадом СССР, в России насчитывается 61% от общего дохода рубля, чем в бывших республиках. Если к России добавить Украину, Белоруссию и Казахстан, эта часть возрастёт до 80%. Но даже эти цифры сомнительны; различия между новыми независимыми государствами громадны. Таблица 14.1 Россия и независимые государства. Общая характеристика. Государство Население % урбанизация Территория (млн. га) С\Х Доход. руб. Перемены в NMP (1991) Россия 149.527000 74 1707.5 38 1074.7 -11.0 Белоруссия 10.374000 65 20.7 80 77.3 -3.0 Украина 51.940000 67 60.4 59 283.8 -11.0 Молдова 4.458000 47 3.4 85 22.3 -12.0 Грузия 5.571000 56 7.0 66 22.7 -23.1 Армения 3.416000 68 3.0 77 16.8 -11.0 Азербайджан 7.451000 54 8.7 77 25.9 -10.3 Узбекистан 21.627000 41 44.8 74 57.0 -10.8 Туркменистан 3.838000 45 48.8 78 12.8 -10.6 Таджикистан 5.680000 33 14.3 67 13.6 -9.0 Казахстан 17.104000 57 271.7 81 81.2 -10.0 Кыргызстан 4.568000 38 19.8 81 13.8 -14.5 Эстония 1.607000 72 4.5 58 13.4 -10.0 Латвия 2.729000 71 6.5 60 21.9 -8.0 Литва 3.789000 68 6.5 71 23.0 -15.0 Различия могут быть объяснены изменениями в окружающей среде и географии. ............ |