Часть полного текста документа:Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов Ядов В.А. Десятилетие так называемого переходного периода, запаздывающей модернизации (или модернизации вдогонку) и дискуссии обществоведов вокруг этой "судьбоносной" проблемы* дают вполне достаточно оснований, чтобы сделать некоторые обобщающие теоретико-методологические и практические выводы. Вывод первый. Каким понятием, какой категорией следует обозначить те социально-экономические и социально-культурные процессы, что происходят в нашем обществе ? Наиболее употребимое понятие ? модернизация, то есть очередной рывок в "современное" и даже постсовременное общество. Между тем, многие социальные теоретики нашего времени (см. анализ этой проблемы [10]) весьма убедительно доказывают, что теории линейного, безвозвратного и прогрессивного развития всех стран и народов по евроцентристской модели опровергаются ходом истории человечества. Аргументы здесь следующие: (а) человеческая история перестала быть естественно-историческим и становится социально-историческим процессом [10, с.290-292]. Это означает, что в наше время решающую роль приобретают факторы субъектные (включая науку) то есть способность социальных субъектов (от рядовых граждан до национальных правительств и международных акторов современной истории) реагировать на внутренние ( в рамках данных обществ) и внешние ( со стороны миросистемы) вызовы, упреждать или сдерживать нежелательные и опасные тенденции природных, социальных, экономических, политических сдвигов и содействовать желательным. Даже если эти усилия социальных акторов нередко приводят к неожиданным незапланированным последствиям, эти последствия не перестают быть продуктом их действий; (б) многие страны и регионы (СССР, Япония, Китай, страны Африки и Латинской Америки) осуществляли модернизацию вовсе не тем путем, как это "предписывает" идеальная европейско-американская модель; (в) утрата сущностных свойств общинного "Gemeinshаft и переход к обществу современного типа Gesellshaft по Тённису ныне не представляется безусловным благом для человечества. Утрата сущностных свойств общинного устройства (человечность непосредственных взаимосвязей, вера в идеалы, "локальность" и т.д.) воспринимаются ныне в западных обществах как потеря неких непременных черт социальности. Этим объясняются такие тенденции как отказ от концепции "плавильного котла" в США, развитие в европейских странах многообразных форм самоорганизации на уровне соседства (community), сохранение и даже возрождение религиозных конфессий, деноминаций, фундаменталистских течений, формирование "сетевых структур" в бизнесе, науке и культуре, и, наконец, в интернет-коммуникациях. Постмодернистская философия ? прямая реакция на изменения такого рода; (г) следствием вышесказанного является и то, что в общесоциальных теориях структурно-системная и институциональная составляющие начинают уступать приоритет социально-культурным и деятельностно-субъектным. .Макросоциологические теоретики деятельностно-активистского направления утверждают концепции "морфогенеза" вместо "морфостазиса" (М.Арчер), "структурации" как непрерывного процесса преобразований социальных структур деятельными субъектами (А.Гидденс), "социального становления" как термина, выражающего состояние "общества в действии" (П.Штомпка). ............ |