Россия в конце 17 - начале 18 вв. Внутренняя и внешняя политика Петра 1.
План.
Введение
1. Предпосылки реформ Петра 1.
2. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.
3. Расширение дворянских привилегий. "Указ о единонаследии" 1714г. и "Табели о рангах" 1722г.
4. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Меркантилизм.
5. Военные реформы.
6. Церковная реформа.
7. Культура России в 1 четверти 18в.
8. Положение в сельском хозяйстве. Расширение феодальной собственности на землю. Перепись населения и подушная подать.
9. Внешняя политика Петра 1. Северная война (1700-1721гг.).
10. Значение реформ Петра 1.
Заключение
Введение
Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра 1, Великого.
Этой теме и посвящена данная работа.
Предпосылки реформ Петра 1.
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований,—важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его. деде и отце— царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились. Правда, начал он преобразования отнюдь не в1682 г., когда формально стал царем, и не в 1689г., когда устранил от власти свою сестру- соперницу Софью. Еще несколько лет ушло на потехи и забавы, взросление и учение.
Предпосылками реформ Петра 1 являются два важных аспекта:
Объективное отставание России от стран Европы и личность Петра 1, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.
2. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721г. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.
Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их “конзилией министров”, которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.
С 1711г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.
Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец, с 1722г.—генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. ............