1. Внутренняя и внешняя политика Александра I
После убийства Павла I в результате дворцового переворота императором России стал его сын Александр I.
Вступив на престол, Александр был намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины Великой, которая говорила, что лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.
Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала.
Он много сделал для обучения своих подданных: во всех уездных городах учредил уездные училища, а в губернских - гимназии. Основал университеты в Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге были устроены высшие учебные заведения под названием педагогических институтов.
В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.
В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917г.).
Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые, во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления. Комитет министров не стал центральным органом правления. ............