Часть полного текста документа:Российская экономика в учебно-методической литературе начала ХХ века Н. Ф. Бабурина Современная волна модернизации России, основу которой составляет утверждение рыночных отношений, выявила необходимость формирования экономической культуры. Изменения в обществе обусловили тот факт, что школьники вступают в экономические отношения на уровне обыденного мышления, когда результаты деятельности оцениваются только с точки зрения их повседневных нужд. По мнению современных экономистов /Е.Борисов, Ф.Волков, Л.Рябинский, В.Щербина/, экономическая культура отражает характер и степень информированности, компетентности, сознательности и активности человека в его повседневной деятельности. Она проявляется в подходе к решению тех или иных экономически значимых жизненных проблем, в умении применять экономические знания на практике. Представляется возможным выделить следующие моменты в определении этого понятия: экономическая культура может рассматриваться как система экономических знаний, взглядов, убеждений, исторического опыта и традиций; она характеризуется уровнем и степенью экономической развитости и активности граждан, умением применять экономические знания в практической деятельности; наконец, экономическая культура предстает как процесс реализации в повседневной деятельности сущностных сил человека. Уровень экономической культуры определяется, с одной стороны, состоянием экономической науки, с другой - уровнем экономического образования, которое относится к числу важных общечеловеческих ценностей. Мы исходим из того, что распространение и усвоение экономической культуры происходит не только через непосредственную хозяйственную деятельность, но и через специальные учебные учреждения, среди которых на первом месте, несомненно, стоит школа. Именно поэтому одним из путей формирования экономической культуры является изучение на конкретно-историческом материале явлений дорыночной и рыночной экономики, что позволит на теоретическом уровне показать принципы функционирования современного рыночного хозяйства [1]. В статье предлагается обзор учебно-методической литературы, изданной в первой четверти ХХ века и находящейся в фондах библиотеки Ярославского государственного педагогического университета. Цель обзора состоит не столько в том, чтобы воспроизвести историю вопроса, сколько в том, чтобы познакомить учителей с опытом работы по формированию экономических знаний при изучении истории России. В методике преподавания истории конца XIX - начала ХХ века изучению экономики придавалось большое значение. В центре внимания методистов стояли вопросы об отборе конкретно-исторического и теоретического материала, шел поиск наиболее эффективных путей и средств формирования экономических знаний. Представляется интересным обратиться к опыту таких ученых и методистов прошлого, как Н.А.Рожков, М.Н.Коваленский, Б.А.Влахопулов, Я.С.Кулжинский, Н.И.Кареев, М.Н.Покровский. Они считали необходимым включить в программу по истории изучение экономических вопросов для того, чтобы школьники могли уяснить, "какие силы создали то или иное положение вещей, что обусловило торжество этих сил" [2]. ............ |