Часть полного текста документа: План. I. Вступление. II.1. Развитие Федерации. а) Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов. б) Соотношение законодательства субъектов Федерации и федерального законодательства. 2. Российский федерализм: проблемы и эволюция. а) Симметричная или асимметричная Федерация. 3. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий: решение или порождение проблем? 4. Федеральное вмешательство в права субъектов Федерации. 5. Новая Конституция или старые поправки: что лучше? III. Заключение. Введение. Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства - Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Законом РСФСР "О реабилитации репрессивных народов" от 26 апреля 1991 г. (с изменениями от 1 июля 1993 г.)1. Права репрессированных народов были восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. Стабилизировать национально-государственное устройство РФ должен был Федеративный договор - Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга", подписанный 31 марта 1992 г. В настоящее время принят новый федеральный закон от 24 июля 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ". Что изменилось с тех пор? Что нового появилось в нашем законодательстве? В этом и состоит задача данной работы, чтобы проследить развитие и просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого. Этому вопросу уделяется очень мало внимания и времени не только в курсе изучаемых нами отраслей права, но и во многих учебниках. Но вопросов, связанных с развитием федеративных отношений в РФ очень много, так как эта тема не перестает быть актуальной и сейчас. Основной вопрос данной работы: что же все-таки больше в нашей Федерации - заоблачного мифа или прозрачной реальности? Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции2 записано, что "разграничение предметов ведения и полномочий... осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". А в ст. 763 указывается, что "по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы..." Только в нашей стране Основной Закон государства - Конституция - содержит такие внутренние противоречия, которые нужно немедленно рассматривать, и не только рассматривать, а принимать новые положения, которые давно уже назрели (Конституция РФ, Федеративный и иные договоры имеют разное правовое значение в регулировании государственного устройства страны). ............ |