Меньшиков В. М.
Проблема понимания российского воспитания
Сложность понимания русского воспитания, образования и педагогического сознания обусловлена целым рядом причин. Во-первых, объективной трудностью исторических исследований, особенно его целостного изучения и понимания. Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток господствующие в науке (и шире – в общественном сознании) концепции, парадигмы, идеи, взгляды, установки, зачастую мешающие адекватному пониманию явлений. Достаточно сказать, что едва ли не до Великой Отечественной войны господствовали представления о низком культурном состоянии Руси, которое своими реформами стал преодолевать только Петр I. Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов достаточно сослаться на одного из самых известных историков педагогики России конца XIX – начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит, кажется, только одной идее, доказать, что никакого настоящего образования и педагогики в России вплоть до конца XIX в. не было, более того, никакого воспитания и образования русский народ самостоятельно создать не мог, а потому «будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания, русский народ, естественно, заимствовал то, что ему было более по сердцу, отвечало складу его жизни, его привычкам и взглядам». Поэтому русский народ и заимствовал ветхозаветную систему воспитания. И даже там, где факты говорят о высоком образовании в Древней Руси, П.Ф. Каптерев доказывает, что это были случайные явления: «Откуда взялись у нас такие просвещенные и талантливые писатели и деятели, как преподобный Нестор, Митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и др.? Мы не знаем, чтобы они прошли какую-либо хорошую и серьезную школу; может быть, им пришлось столкнуться с какими-либо образованными людьми, например, греками. Но несомненно одно: они были начетчиками, самообразовавшимися личностями, много читавшими и думавшими».
Объяснить такое предвзятое отношение к древнерусскому образованию можно, только преодолев общую широкую установку исторической науки, даже, скорее, широкого общественного мнения, и прежде всего западноевропейского, на средние века как на «сплошную черную ночь».
Только с конца XIX в. начинается реабилитация средних веков, приходит понимание, что это была значительная, хотя и иная культура, нежели культура Возрождения и Просвещения.
Со второй половины XIX века стали появляться труды, в которых доказывался высокий уровень древнерусской культуры, началась работа по изданию древних русских рукописей. Благодаря этим изданиям предстал богатейший мир культуры Древней Руси. В этой связи надо указать и на исследования дореволюционных ученых И.А. Лавровского и С.И. Миропольского, впервые указавших на существование достаточно развитого образования в Киевской Руси.
Однако понимание и сознание того, что Древняя Русь, особенно первых веков христианства, была великим культурным государством, приходит только после Великой Отечественной войны благодаря трудам Б.Д. Грекова, М.Н. Громова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, В.Л. Янина и др.
После Великой Отечественной войны, и прежде всего благодаря трудам С.Д. Бабишина, Б.Г. Сапунова, Р.А. Симонова и др., происходит восстановление подлинной картины древнерусского образования и педагогики. ............