Перевезенцев С. В.
Ранние греческие философы несомненно испытывали влияние мифологических образов. В их произведениях мы можем обнаружить представления, характерные для древнегреческих мифов: о первичном бесформенном состоянии Вселенной, о постепенном развитии мира из хаотического состояния в сторону все большей упорядоченности, об отделении — нередко насильственном — неба от земли, о периодической гибели и новом рождении Вселенной.
Однако эти представления присутствуют у древнегреческих философов уже в демифологизированной форме, когда мыслители пытались объяснить явления природы и общества на основе естественных причин, которые человек способен познать с помощью разума, путем их тщательного изучения. Само изучение природы в те времена чаще всего осуществлялось посредством наблюдения за теми или иными природными явлениями. На основе наблюдения накапливались определенные факты, благодаря чему древние философы пытались найти некие закономерности жизни природы.
Происхождение и структура мира, свойства природы — вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. Еще Аристотель обратил внимание на этот факт и потому называл своих предшественников “физиками”, т.е. исследователями природы. Сегодня для характеристики ранней древнегреческой философии чаще других используется термины философия “физиса” или натурфилософия. Натурфилософия — это наука, изучающая философию природы, “мудрость природы”. В целом учения натурфилософов были еще тесно связаны с мифологическими представлениями.
Первые философские школы в Древней Греции возникли в VI в. до н.э. в Ионии — области, территориально расположенной в Малой Азии. Своего рода центром философии в то время был г. Милет. Поэтому часто употребляется термин “милетская школа”, ибо философы ее представляющие были гражданами Милета. Основателем милетской школы считается Фалес Милетский (кон. VII — нач. VI вв. до н.э.). К милетской школе причисляют также Анаксимандра и Анаксимен (VI в до н.э.). В соседнем с Милетом г. Эфесе жил Гераклит, также считающийся представителем ионийской философии (сер. VI в. до н.э. — нач. V в. до н.э.). Гераклит считается создателем учения о диалектике.
В конце VI в. до н.э. Иония оказалась завоевана персами. Милет был разрушен. В это время центр древнегреческой философии смещается в так называемую “Великую Элладу”, которая включала в себя ряд городов-полисов, основанных древнегреческими колонистами на побережье Южной Италии и о. Сицилии. К италийским философам принадлежали Пифагор и пифагорейцы, школа элеатов, сторонники которой получили прозвание от названия г. Элея, и Эмпедокл.
В V в. своими философскими познаниями прославился Анаксагор, живший в Афинах в годы правления знаменитого Перикла. А последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции философии “физиса” (натурфилософии) стали Левкипп и Демокрит (V–IV вв. до н.э.). С именами этих двух философов часто связывают рождение материализма — философского учения, признающего первичность бытия по отношению к мышлению, первичность материи по отношению к сознанию.
Учение Левкиппа и Демокрита стало своеобразным завершением развития предшествующей традиции философии “физиса” (натурфилософии). В изучении природы они дошли до предела возможностей тогдашней науки, создав философию атомистического материализма. ............