Русофобия в немецких СМИ. Штрихи к портрету "Единой Европы"
Владимир Голышев
В материале "Утонувшие в водке", опубликованном весной этого года в "Berliner Zeitung", рассматриваются результаты одного крайне любопытного исследования. Докторант университета Базеля Йохен Янсен проанализировал материалы немецких СМИ о России и пришел к неутешительному выводу: "среди них преобладают отрицательные репортажи, написанные в негативных и пренебрежительных тонах". По его мнению, "такого не было даже во времена "холодной войны".
Например, в "Sueddeutsche Zeitung" практически любой репортаж из Москвы сопровождается упоминанием "пахнущих мочой лестничных клеток, где алкоголики в нижнем белье пьют водку". "Разве сообщают из Парижа о рвотных массах или из Лондона о потных подмышках?" - недоумевает Йохен Янсен.
А вот как описывается космодром "Байконур" в "Handelsblatt": "гигантский склад металлолома", солдаты сидят на КПП "развалясь", старый главный инженер говорит, что "его надежды уже давно утонули в водке", экскурсовод в музее Гагарина "носит советско-красную одежду и религиозно поклоняется форме первого космонавта", удачный старт ракеты-носителя немедленно следует "обмыть" и т.д. Раздраженный Йохен Янсен задает риторический вопрос: "Не обул ли немецкий автор при написании этой статьи нацистско-коричневые ботинки и не поклонялся ли он портрету доктора Геббельса? В конце концов, русские с этого "склада металлолома" умудряются посылать в космическое пространство ракеты, - вот что могло бы стать темой для статьи!"
Не меньшее возмущение исследователя вызывают и статьи немецких авторов о "хороших русских". Так, в беседе с менеджером "Газпрома" газета "Frankfurter Allgemeine Zeitung" сочла необходимым специально отметить, что он "внешне не отличался от своих западных коллег". "Чего же ожидали редакторы? - негодует Йохен Янсен, - Увидеть человека в сером костюме из полиэстера, увешанного орденами? Или мужчину в малиновом пиджаке от Версаче, с золотой цепью и в темных очках?" Другой характерный пример - подпись к иллюстрации из еженедельника "Spiegel": "Русские вкалывают круглые сутки, никто не пьет". По оценке славистов из Потсдама Розвита Лев и Анке Пфайффер, это - типичный пример того, как "немецкие СМИ, концентрируясь на мнимом опровержении клише, только лишний раз доказывают, насколько они от этих клише зависимы".
В то же время исследования, проведенные по заказу Фонда Фридриха Эберта и Союза немецкой экономики в России, показывают, что подавляющее большинство немцев, постоянно работающих в Москве, утверждает, что чувствуют себя в Москве комфортно. 84% опрошенных считают, что немецкие СМИ необъективны в отношении России и "намерено сгущают краски".
В чем же истоки столь вопиющей тенденциозности? По мнению исследователя, "дело в проигранной немцами мировой войне". "То, что на восточном фронте проходили самые жесткие сражения и Россия внесла самый большой вклад в поражение Германии, осталось в коллективной памяти. Не забыт и тот факт, что немецкие солдаты нигде не лютовали так жестоко, как в России. Чтобы компенсировать собственные "долги", немцы после войны предпочитали вспоминать о насилии со стороны Красной Армии. ............