Часть полного текста документа:Русская философия конца ХIХ - начала ХХ в.: Н.Ф. Федоров. Реферат выполнила: ст-ка Батурина И.А. Министерство образования РФ. Московский государственный индустриальный университет Жуков - 2002 ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития наметилась тенденция формирования единой цивилизации, возрастает планетарное единство человечества. Происходит глобализация социальных, культурных, техногенных процессов, что наряду с положительными фактами несет и отрицательную нагрузку, получившую название глобальных проблем современности. Исходя из этого философы настоящего рассматривают их с точки зрения причин возникновения и возможностей и перспектив выживания человечества в целом Глобальные проблемы, прежде всего экологические экономические, демографические, привели к тому, что встал вопрос о поиске новых путей развития современной цивилизации, Современные философы отмечают: "Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники" (Ч. Берг, 1979 г.). Объективно возникла необходимость пересмотра человечеством своих отношений с окружающей средой - все эти причины подвигли ученых современности обратиться к творчеству деятелей науки и культуры предшествующего периода с целью найти и наметить пути решения возникших задач; к рассмотрению трудов русских философов конца XIX в. Особенностью того периода был общий кризис традиционной религиозности. В обществе абсолютные нормы морали, опирающиеся на божественный абсолют и имеющие религиозную санкцию рухнули, преобладающими стали относительные нормы морали, обусловленные уровнем развития общества и опирающиеся на человеческий разум. Эта ситуация потребовала вновь постановки вопросов о смысле жизни, о природе добра и зла о критериях их разграничения, то есть тех вопросов, которые ранее решались в системе религиозного мышления. Русская религиозная философия как одно из направлений русской философии конца XIX - начала ХХ века не осталась в стороне от возникших проблем. От поиска их решения не отказались даже писатели того времени. Так, Н Гоголь один из первых указал, что причиной надлома и духовной болезни общества является отход от церкви, поэтому необходимо внутреннее переустройство каждого на началах религиозной нравственности, что в конечном итоге залогом переустройства и преображения общества. Не остался в стороне и Ф. М. Достоевский. Не являясь философом в общепринятом смысле слова, он создает философию мыслей и поступков его героев, что далеко не всегда вписывается в рамки литературно-художественного жанра. Через все его творчество проходит глубокая идея, связанная с сущностью и судьбой человека мира и Бога. Бог для него - это гарантия нравственности. Именно поэтому, выявив все опасные разрушительные тенденции рационалистически ориентированного нравственного сознания, он предсказал катастрофические последствия. При отказе от абсолютных моральных норм и правил произойдет распад и разрушение человеческой личности, а на уровне общества произойдет феномен бесовства. По Достоевскому "Истинный путь" свободы - это путь, ведущий к Богу-человеку, путь следования Богу". В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие развития религиозной философии. ............ |