Часть полного текста документа:Русская интеллигенция как отводок европейской культуры М. Л. Гаспаров Эта заметка - отклик на статью Б. А. Успенского "Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры". Это никоим образом не возражение: русская интеллигенция второй половины XIX и XX вв. действительно была специфическим, уникальным культурным феноменом. Но всякая уникальная сложность складывается из более простых элементов, совсем не уникальных. Б. А. Успенский называет (точнее, намечает) их сам: это духовная культура и это оппозиция власти. Сам он сосредоточивается преимущественно на втором из этих элементов; мы постараемся для равновесия сосредоточиться на первом..К статье Б. А. Успенского хочется поставить эпиграф из первых строк "Повести об одной благополучной деревне" Б. Вахтина (цитирую по памяти): "Когда государыня Елизавета Петровна отменила на Руси смертную казнь и тем положила начало русской интеллигенции..." То есть, когда оппозиция государственной власти перестала физически уничтожаться и стала, худо ли, хорошо ли, скапливаться и искать себе в обществе бассейн поудобнее для такого скопления. Таким бассейном и оказался тот просвещенный и полупросвещенный слой общества, из которого потом сложилось то, что Б. А. Успенский называет интеллигенцией как специфически русским явлением.. Оно могло бы и не стать таким специфическим, если бы в русской социальной мелиорации была надежная система дренажа, оберегающая бассейн от переполнения, а его окрестности - от революционного потопа. Но об этом ни Елизавета Петровна, ни ее преемники по разным причинам не позаботились. Б. А. Успенский пишет: "С Запада кажется, что русская интеллигенция и европейские интеллектуалы - одно и то же; из России кажется, что русская интеллигенция есть нечто сугубо специфичное и даже полярно противоположное". Продолжая нашу натянутую метафору, можно сказать, что европейские интеллектуалы - это налаженное водохранилище, которым можно пользоваться применительно к нуждам государственного хозяйства. Вода здесь и там одинаковая, но работает по-разному. Б. А. Успенский уклоняется от прямого определения интеллигенции, но из текста его выявляются два ее признака, нетождественные, несвязанные, но скрестившиеся: во-первых, это носительница и хранительница духовных ценностей, во-вторых - оппозиция, противостоящая как власти, так и народу. По первому признаку она, действительно, тождественна западным интеллектуалам, по второму, действительно, противоположна им. Б. А. Успенский уделяет преимущественное внимание второму признаку - разнице; мы попробуем присмотреться к первому. (Впрочем, так как интеллектуалы в его статье тоже не определены, то неясно, оппозиционны они или сервильны. Скорее всего, как можно догадаться, их отношение к власти и народу - высоколобое наплевательство.) Специфику, обрисованную Б. А. Успенским, можно сформулировать коротко: русская интеллигенция - это западный интеллектуализм (носитель духовных ценностей), перенесенный на русскую почву (где он дополнительно принимает на себя роль оппозиции, в отсталой России не предусмотренную). Почему Россия оказалась отсталой, обсуждать здесь вряд ли возможно (татарское иго, импортная - третьеримская - гордыня Ивана Грозного и самобытная - Николая I, чередование эволюционных полос, грозящих перейти в застой, и революционных, грозящих перейти в надрыв...). ............ |