Часть полного текста документа:Русская культура в ХVII в. ХVII в. называют переходным периодом в русской истории. В период Смутного времени (1598-1613 гг.) почти вся Москва, кроме Кремля и Китай-города, была выжжена поляками. Начиная с 20-х гг. Москва возрождалась, словно птица Феникс из пепла. Могущество государства росло. Вместе с тем дальнейшее развитие получило и художественное творчество. Возрождающаяся Москва нуждалась в достойном её славы обрамлении. Никогда ещё строительство не достигало в Москве, во всей стране такого размаха, как в середине ХVII в. Но это уже был не расцвет древнерусского искусства, а его "прекрасное догорание". В ХVII в. был подготовлен переворот в области культуры, который состоялся в начале ХVIII в. в результате реформаторской деятельности Петра I. На развитие русской культуры ХVII в. оказали влияние следующие факторы: изменения в социально-экономической и политической жизни страны, зарождение буржуазных отношений, постепенное падение влияния Церкви в обществе ("обмирщение"). XVII век был временем дальнейшего распространения просвещения и научных знаний. Мелетий Смотрицкий составил первую русскую грамматику. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-литинская академия для "людей всякого чина, сана и возраста". Литература. Как и в предшествующие века, основными жанрами литературы остаются сказания, летописи, слова, поучения. Но старая форма литературных произведений уже приходит в противоречие с новыми идеями и сюжетами. Это относится и к такому устойчивому жанру средневековой литературы, как житие, которое постепенно превращается в биографическую повесть. Выдающимся памятником русской литературы ХVII в. стала автобиографическая повесть главного идеолога старообрядческого движения протопопа Аввакума "Житие, им самим написанное". В "Житии" Аввакум рассказал о себе с детства до ссылки в Пустозёрск (1668). Это произведение консервативно по идее, но новаторское по форме. Традиционное житие он превратил автобиографию. Аввакум рассказывает о себе, о многих людях, с которыми ему приходилось встречаться, о друзьях и врагах. Автор отказался от условностей и традиций средневековой письменности и смело ввёл просторечие в книжный язык. В "Житии" предстаёт личность Аввакума, непреклонная, страстная, преданная своей идее. Протопоп Аввакум изображает перипетии своей жизни, народный быт, страстно обличает социальную несправедливость, произвол властей и церковных порядков. Сознание ценности человеческой личности развивается параллельно с сознанием значения народа в исторических событиях. Участники похода Ермака в Сибирь составили "Казачье написание". Инициативу похода они отводят самим казакам, а не купцам Строгановым. Со страниц "Повести об Азовском сидении донских казаков" разворачивается картина героической борьбы русских донцев с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637-1642 гг.). В литературе ХVII в. произошло рождение нового жанра - сатиры. Сатирические произведения в изобилии появляются в третьей четверти ХVII в. Создавались они в "низах" общества. Авторы их неизвестны, но можно предположить, что авторами их были мелкие приказные служащие, грамотные купцы, крестьяне, низшее духовнство. Одними из лучших произведений этого жанра стали "Повесть о Горе - Злосчастии и как Горе - Злочастие довело молодца во иноческий чин" и "Повесть о Савве Грудцыне". ............ |