по курсу истории отечественного государства и права
Тема: "”Русская Правда” как памятник права"
ПЛАН
Введение.. 3
Правовое положение основных социальных групп. 5
Гражданское право. 6
Уголовное право: преступления и наказания. 8
Судебный процесс. 15
Влияние церкви. 16
Заключение.. 18
Библиографический список.. 19
Введение "Русская Правда" является древнейшим памятником русского права.
В ней наиболее полно и верно отразилась частная юридическая жизнь Древней Руси.
Под "Русской правдой" понимают три разновременно возникшие, но тесно связанные между собой редакции. Это – Краткая Правда (КП), Пространная Правда (ПП) и Сокращенная Правда (СП).
Краткая Правда (подготовлена не позднее 1054 г) состоит из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст.42) и Урока мостников (ст.43), которые содержат нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей, а также решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.
Пространная Правда, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделялась на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Она развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха.
Сокращенная Правда появилась в середине 15 в. из переработанной Пространной редакции.
В литературе существуют два взгляда на происхождение "Русской Правды". Одни видят в ней не официальный документ, а приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей (Сергеевич, Владимирский-Буданов и др.). Другие считают "Русскую правду" официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось много разных списков "Русской Правды", различающихся количеством, порядком и даже текстом статей (Погодин, Беляев, Ланге и др.). Между тем В.О. Ключевский занимал особую позицию в споре об официальном и частном происхождении памятника. "Русская Правда", на его взгляд, "не была произведением княжеской законодательной власти; но она не осталась и частным юридическим сборником".
"Русская Правда" применяет казуальный или формальный способ обработки материала: из реальной жизни или правового источника (обычая, судебной практики, византийского права) брался конкретный казус, решение которого "Русская Правда" определяла сама. При этом имел место двойной мотив решения: сугубо формальный, догматический и религиозно-нравственный.
Источниками кодификации были нормы обычного права и княжеская судебная практика.
К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в "Русской Правде" и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). ............