Часть полного текста документа:Русская самобытность К вопросу о месте "культуры" в русской душе Варава В. В. ...боязнь национально-культурной самобытности - верный симптом грядущего неототалитаризма, из какой бы части Европы и мира он ни исходил. О.Н. Трубачев ...и народ наш - именно "Христоносец", Христофор. Вячеслав Иванов Самобытность и мир Когда человек поглощен созерцанием какого-то предмета или явления (причем не важно - природного или культурного), то он воспринимает созерцаемое целостно, отвлекаясь от деталей и нюансов, то есть от всей механики структурирования предмета, - того, чем занимается наука. Когда же он пытается осмыслить полученное впечатление, то, вспоминая целостный образ увиденного, он все же возрождает в памяти самое главное и существенное, пытаясь вычленить корень и ядро предмета. И если удается схватить этот корень, тогда и целостность восстанавливается. Корень этот есть самобытность предмета, то есть максимально-плотное сгущение его неповторимо-оригинальных свойств в минимальных чертах и характеристиках. Словарь Владимира Даля дает наиболее концентрированное, не содержащее лишних семантических обертонов понимание слова "самобытный": "сущий сам собою или от себя, своими силами. Говоря строго, один Бог самобытен, но зовут так в человеке самостоятельную личность и свойства его, в противность всему подражательному, особенно же творческие дарования его, гениальность. Самобытствовать, жить самобытно, самосущною жизнию". Вот это далевское "говоря строго" и есть сущность самобытности, в которой раскрывается абсолютная онтология тварного мира. Поскольку тварное бытие не самостоятельно, но суть заемное бытие, то самобытность тварного, а значит, его самостоятельность и оригинальность раскрывается лишь в подражании Творцу-Богу - истинному корню самобытности. Подражательство в пределах тварного мира - потеря самобытности и самостоятельности, а значит обреченность на вторичное существование. Отталкиваясь от трактовок Даля, можно сказать, что само-бытен само-сущий мир идей Платона, который есть нетленный образ "скоропреходящего" существования смертного мира. И мир не распадается лишь потому, что в нем есть крупицы самобытности - элементы вечности, скрепляющие хаос не-всеединого бытия. Гармония греческого космоса - это гармония идеальных (то есть самобытных) геометрических величин, образующих эстетическое благолепие мироздания. Ветхозаветные стенания - это тоска по оставляющему еврейский народ самобытному Яхве. "Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?" - отчаянные вопрошания псалмопевца, чья душа постоянно охвачена мраком Богооставленности, то есть не-самобытного существования. В христианстве тварный мир, естественно, не самобытен, но он получает бытийную силу благодаря энергийной причастности к само-бытному Богу. И только лишь за счет проявленной самобытности Бога в мире в образах Божьих тварное существование получает необходимую ему меру, гармонию и порядок. Просто получает возможность быть. Итак, без самобытности нет никакого существования в мире. Предмет нашего интереса - культурная самобытность народа, русского народа, прежде всего. ............ |