Часть полного текста документа:Русское неокантианство Русское неокантианство конца XIX - начала XX вв. представляет собой сложное, неоднозначное явление. Нет никаких сомнений в том, что оно оказало существенное влияние на развитие русской философии и духовной культуры вообще. В России существовала сложившаяся традиция философии неокантианства, которая доныне в современной литературе остается малоизученной. Деятельность русских неокантианцев на страницах журнала "Вопросы философии и психологии", который выпускался Московским психологическим обществом с 1884 г играла не последнюю роль в философской жизни своего времени. В первую очередь следует отметить, что журнал и его редколлегия были тесно связаны с неокантианцами. Так, Н. Грот, виднейший представитель неокантианства, был одним из основателей Общества, вторым его председателем и активным членом редакционной коллегии журнала. На его страницах можно встретить массу публикаций, авторами которых были неокантианцы (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, Г.И. Челпанов, Г.Д. Гурвич). В большинстве случаев публикации сопровождались критическими откликами и полемикой между неокантианцами. Общественная и просветительская деятельность русских неокантианцев также отражалась на тематике публикаций, так что, в целом, есть основания говорить об общей неокантианской направленности журнала. Изучение наследия русского неокантианства на страницах "Вопросов философии и психологии" позволяет понять специфику этого направления и основные темы философствования в его пределах. В проблемном поле явным образом доминирует этика. Общую для многих русских мыслителей той эпохи проблему самостоятельности русской философской мысли и синтеза различных форм познания (наука, религия, философия и т.д.) неокантианцы решали в этическом ключе. Таков, например, призыв Н.Грота к созданию "самостоятельной философии", в которой доминировала бы этика, идея добра в синтезе "цельного знания". По инициативе Грота третий номер журнала полностью посвящен проблеме свободы воли у Канта. Таким образом, русское неокантианство делало акцент на нравственном содержании мысли великого немецкого философа. Философия неокантианства находила свое воплощение не только на страницах журнала, но и в стенах Санкт-Петербургского Университета. Признанным главой русского неокантианства был А.И. Введенский, профессор философии Петербургского Университета. Статьи этого мыслителя в "Вопросах: " уже носят оттенок "панморализма", отразившийся на других последователях этого течения и на проблемах, поднимаемых на страницах альманаха. "Посредством изучения постулатов нравственного чувства возможны прочные решения метафизических задач" - эти его слова звучат почти как лозунг всем дальнейшим разработкам в этой сфере. Рассматривая деятельность исключительно через призму целеполагания, Введенский выдвигает неожиданный тезис: связь причины и действия не может быть познана рационально. Деятельность русских неокантианцев имела выраженный просветительский оттенок. Это отразилось также и на "Вопросах философии и психологии", география авторов которого была необычайно обширна. В задачи общества входила не просто популяризация философского наследия зарубежья, но его вдумчивая переработка, осмысление. ............ |