Русскоязычная община Израиля
В последнем десятилетии XX в. ближневосточное направление внешней политики России развивается с учетом новых реалий и тенденций в этом регионе. Возобновление дипломатических отношений между Россией и Израилем в 1991 г. сыграло ключевую роль в расширении двусторонних отношений во многих областях. Вместе с тем многочисленные негативные тенденции после распада СССР – как в России, так и в других бывших советских республиках, наряду с ослаблением паспортно-визовых требований (вступление в силу в 1993 г. федерального закона «О выезде и въезде в Российскую Федерацию»), способствовали росту еврейской иммиграции и появлению в Израиле многочисленной русскоязычной общины – нового феномена в развитии израильского общества1. Массовая русскоязычная иммиграция 90-х годов оказала огромное воздействие на развитие израильского общества: значительные человеческие ресурсы изменили демографию страны, повлияли на развитие ее экономики; репатрианты стали неотъемлемой частью политической жизни, культуры страны и всего общества в целом, создав своеобразный «русскоязычный мир», изменивший облик израильского государства.
Развитие отношений между Израилем и Россией в 90-е годы происходило в политическом, торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном направлениях. Визит в Москву в 1997 г. премьер-министра Израиля Б. Нетаньягу способствовал продолжению политического диалога и активизации межпарламентских отношений в 1997–1998 гг., повлиявших на весь комплекс двусторонних связей. В 1997 г. Израиль посетил депутат Государственной Думы РФ П. Шелищ (фракция «Яблоко»), возглавлявший депутатскую группу по связям с кнессетом. Во время визита он встречался с председателем кнессета Даном Тихоном, членами парламентской фракции партии «Исраэль ба-Алия» (ИБА) и с депутатами от различных партий. Отмечая положительную динамику российско-израильских отношений в тот период, посол России в Израиле М.Богданов подчеркивал, что они «...строятся на взаимовыгодной равноправной основе, а их потенциал, в том числе с учетом уникальной русскоязычной общины в Израиле, позволяет рассчитывать на то, что масштабы и уровень сотрудничества будут и далее возрастать»2. Следующим этапом в этом направлении стал первый официальный визит делегации Госдумы во главе с ее председателем Г. Селезневым в феврале 1998 г. В ходе визита наиболее важными были встречи с премьер-министром Израиля Б. Нетаньягу и министром промышленности и торговли Н. Щаранским, на которых обсуждались проблемы двусторонних отношений: события, связанные с иракским кризисом; проблема возможной утечки российской ракетной технологии в Иран; проблема противодействия мусульманскому экстремизму, а также перспективы развития российско-израильского сотрудничества3. В ходе визита состоялась также встреча с членами Ассоциации дружбы парламентариев Израиля и России, возглавлявшейся депутатом кнессета Ю. Штерном. По итогам визита председатель Госдумы Г. Селезнев в интервью газете «Вести» (22.02.1998) подчеркнул: «...За последние годы наши связи окончательно нормализовались, им придан устойчивый характер. Между Россией и Израилем подписаны крупные межправительственные соглашения, в том числе о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса, в области здравоохранения и медицинской науки, культуры и образования, туризма, почтовой и электронной связи». ............