РЕФЕРАТ
РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ВВЕДЕНИЕ
1. СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ТОВАРА
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
2.1 Основные этапы развития рынка электроэнергии
2.2 Недостатки и достоинства регулирования
2.3 Основные формы государственного управления электроэнергетикой
2.4 Формы конкуренции и структура отрасли
2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции
3. КОНКУРЕНТНЫЕ ОПТОВЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
3.1 Структура дерегулированного рынка электроэнергии
3.2 Рынок электроэнергии: форвардный, «за день вперед» и «реального времени»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование электроэнергетики в России привело к образованию такого специфического товара как электроэнергия. Электроэнергия не обладает таким основным свойством присущим остальным товарам, как накопление и возможность удовлетворения растущего спроса запасами. Все это привело к образованию определенного рынка электроэнергии, учитывающего особенности электроэнергии как товара.
Разделение рынка на оптовый и розничный привело к необходимости создания конкурентной среды между производителями на оптовом рынке. В процессе реформирования электроэнергетики рынок постепенно проходит этапы перехода от регулируемого к дерегулируемому, основанному на естественной конкуренции между производителями электроэнергии. Возникают различные виды взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электроэнергии, что на данном этапе развития привело к образованию:
• рынка «за день вперед»,
• рынка «реального времени».
Постепенно рынок электроэнергии будет усложняться и пополняться новыми инструментами рыночной экономики такими как форвардный рынок и рынок фьючерсных контрактов на электроэнергию.
1. СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ТОВАРА
Наиболее важными особенностями экономики энергосистем, вызванными спецификой электроэнергии как товара и которые необходимо учитывать при организации рынка электроэнергии, является следующее:
1) производство, доставка (передача и распределение) и потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходят практически одновременно и ее невозможно складировать (накапливать) в значительных объемах. Другими словами, произведенная продукция не может накапливаться на складах производителя, потребителя или в пути, а практически мгновенно доставляется до потребителя и потребляется им;
2) электроэнергия является в высшей степени стандартизированным продуктом, поставляемым множеством производителей в «общий котел» (т.е. в общие электрические сети) и мгновенно потребляемым оттуда же множеством потребителей. Поэтому с физической точки зрения невозможно определить, кто произвел электроэнергию, потребляемую тем или иным потребителем — можно лишь контролировать объемы поставки в общую сеть от каждого производителя и объемы потребления из нее каждым потребителем;
3) электроэнергия, получаемая потребителем из энергосистемы, является товаром первой необходимости, только в редких случаях имеющим другие товары-заменители (например, переход на электроснабжение от автономной дизельной электростанции, перевод электроотопления на газовое отопление и некоторые другие случаи). ............