МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Садово-парковое искусство
Курсовая работа
Исполнитель:_Садовский А.Г.
Научный руководитель:
профессор_Максимей И.В.
Гомель 2005
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава I ИCТОРИОГРАФИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Глава II НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ В ХVII – XVIII вв
Глава III САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII – XVIII вв
Глава IV ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Современное общество вступило в XXI век ... Прогресс, совершенный человечеством за этот период практически во всех сферах жизни – огромен. В то же время мир XX века выявил перечень глобальных проблем, в том числе и экологическую.
XX век особенно остро поставил проблему человека в его отношении к самому себе и к окружающей его действительности. Изучение человека как субъекта социокультурной целостности является одной из целей исторического познания [1,c.54]. Данное исследование осуществляется через анализ и реконструкцию картины мира исторической эпохи.
Дух эпохи включает такие структурные элементы как мировоззрение, мировосприятие и мироощущение данного времени. Все эти компоненты образуют социокультурный смысл эпохи [2,c.52].
Садово-парковое искусство как синтез различных искусств является ярким воплощением картины мира. Оно в наибольшей степени отражает взаимосвязь природа: человек: культура: история, а также включает в себя ценностное отношение человека к миру, информацию о способах познания действительности.
Развитие садово-паркового искусства определяется отношением человека к природе на разных этапах развития. Если проследить эволюцию картины природы в натурфилософских концепциях различных исторических периодов, то можно увидеть, как природа в этих философских картинах несет на себе отпечаток культурно-исторического фона, образа жизни, ценностных ориентаций людей данной эпохи. Истолкование природы непосредственно отражает уровень развития производства и общественной жизни, характер и специфику культурно исторических форм деятельности человека. Менялись формы общественного устройства, а с ними и способы освоения природной среды обществом.
Эстетические и художественные идеи, влияние моды, экономические и технические возможности, требования определенных исторических эпох находят отражение в дворцово-парковых композициях, ассортименте использованных растений, стиле оформления и содержании парковых элементов.
Значение садово-паркового искусства в системе культуры огромно. Во-первых, сады и парки – это творение культуры прошлого, причем образец синтеза различных искусств. Это место общения человека как с природой, так и с произведениями искусства. Во-вторых, это продукт цивилизации, отражения уровня достижений не только в области ландшафтной архитектуры, но и уровня эстетического развития человечества, способов миросозерцания и восприятия самого человека в мире.
Сады и парки являются порождением своего времени и поэтому, говоря о садово-парковом искусстве разных эпох и народов, мы судим о их культуре. ............