Введение
В психологии достаточно большое количество работ посвящено изучению восприятия социальных групп. Центральный вопрос, который стоит перед исследователями, заключается в том, какие именно характеристики (свойства, признаки) позволяют воспринимать некоторое количество людей именно как группу, то есть, как нечто единое, обладающее новыми качествами, по сравнению с качествами индивидов, в нее входящих. В социально-психологической литературе существует несколько направлений исследований, которые пытаются дать ответ на поставленный вопрос. Одно направление делает акцент на изучении процесса категоризации групп, отнесении человеком себя либо других к некоторой группе, а также исследовании предполагаемых последствий данного процесса. Другое направление акцентирует внимание на изучении тех свойств социальных групп, на основании которых происходит процесс социальной категоризации. В данном случае основным понятием для исследования становится понятие «целостность». Воспринимаемая целостность группы определяется восприятием определенного сочетания свойств данной группы. Основное допущение заключается в том, что для того, чтобы правильно категоризовать группу необходимо воспринимать ее как целостный объект, т.е. достаточно хорошо быть знакомым с ее свойствами или иметь опыт взаимодействия с ней. Так, человек быстрее и с большей степенью точности категоризует группы, воспринимаемые как высоко целостные.
Проблема соотношения гражданской идентичности
Многие современные психологи и социологи говорят о том, что социально-политические и общественно-экономические процессы в нашей стране привели к кризису гражданской и этнической идентичности. Вследствие этого отмечается рост дезадаптации, оторванности и обособленности индивида от общества, проявлений девиантного и делинквентного поведения, межэтнической напряженности, конфликтности и агрессии, как у взрослых, так и у подрастающего поколения. Главные трудности формирования позитивной гражданской идентичности обусловлены противоречивыми тенденциями развития современного российского общества, которые привели к размыванию ориентиров, необходимых для личностного самоопределения. С другой стороны, оказывают влияние процессы глобализации и стирания межэтнических границ. В этих условиях гражданская идентичность может стать объединяющей силой в полиэтническом обществе.
Такие сложные категории, как «социальная» и «личностная идентичность» выделяются многими авторами. Э.Фромм говорил о персональной и социальной идентичности (самоотождествление личности с идеями, ценностями, социальными стандартами общества). Э.Эриксон различал личностную идентичность и социальную идентичность (личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными групповыми ценностями, идеалами и нормами). И.Гоффман выделяет три вида идентичности: социальная (как типизация личности на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит), личностная идентичность и Я-идентичность.
Таким образом, анализируя различные взгляды и концепции, можно сделать вывод, что гражданская и этническая идентичность являются частным случаем социальной идентичности, а, следовательно, подчиняются одним законам, являясь осознанием и переживанием личностью сопричастности к определенному сообществу.
Согласно концепции социальной идентичности Тэджфела, идентичность как норма – положительное отношение к своей группе в сочетании с позитивным отношением к другим (но несколько хуже, чем к своей). ............