Часть полного текста документа:Саморегуляция учителем эмоционального состояния. Перед начинающим педагогом стоит задача практического овладения всеми сторонами профессиональной деятельности: обучающей, воспитательной, педагогическим общением, способами самореализации своей личности, достижения результатов в обученности и воспитанности школьников. По истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки собственного подхода, индивидуального стиля деятельности, профессиональной позиции у педагога появляется "психическая усталость", профессиональная дезадоптация и т.п. Цель данной работы - рассмотреть подходы, описывающие издержки педагогической деятельности, а так же пути и способы их преодоления. Впервые исследования механизмов и условий возникновения профессиональной дезадаптации учителей были проведены А. С. Шафрановой. В 20-х годах изучалась динамика работоспособности учителей, существование "латентных факторов" индвидуальности, предрасполагающих или препятствующих развитию психической усталости у работающих учителей. Ею была построена классификация профессий на основе полученных данных: 1. профессии высшего типа - по признаку "необходимой постоянной работы над предметом и собой", на основе творческого начала. В этот тип вошли професии искуссств и просвещения, позднее добавились врачи и инженеры. 2. профессии среднего типа - подразумевающие работу только над предметом. 3. профессии низшего типа - после обучения не требуют работы над собой и предметом. К особенностям группы "высших профессий" автором были отнесены следующие положения: работа всегда новая, ряд компонентов недоступен вашему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют анализа; свойства продукта (личности учащегося) определяются свойствами самого педагога. Отмечается необходимость, путем специальной подготовки, развивать до совершенства психические и физические способности, обуславливающие успешное выполнение профессиональной деятельности, так как в противном случае совершается "насилие над психикой" и как результат: подавленность, измученность, раздражительность. Переутомление объясняется большим количеством внутренней работы, сложностью комплекса действий. Все выше перечисленное углубляется еще частой напряженностью в виде "специфических эмоций". Примерно в этот же период М. М. Рубинштейн выделил в структуре учителя важные качества, такие как любовь к детям, оптимизм, а во взаимоотношениях учителей и учащихся придавал особое значение "нерассудочному влиянию" например, умение вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться, но не растворяться в ней. Учитель часто оказывается перед выбором, какого голоса слушаться - разума, вооруженного наукой или нерационального, подсказываемого чутьем, учитывая то, что эмоциональная сфера редко осознается и трудно управляема. Анализируя труд учителя, М. М. Рубинштейн пришел к такому выводу, что только зрелая личность в состоянии справиться с педагогической деятельностью. На сложности и трудности педагогической профессии обратил внимание и В. В. Зеньковский: "Педагог все время думает не о себе, а о ребенке. Педагог все время только отдает, но никогда не получает". Он также отмечал, чтобы педагогу понимать детей, он должен "спускаться до их уровня", и потому "педагог невольно идет не вперед, а постоянно спускается до уровня своих питомцев, чтобы понимать их и быть понятым". ............ |