Часть полного текста документа:Самосознание. Причинность Что есть "самосознание"? Для начала, наверное, проще всего обратиться к "всезнающей" энциклопедии и посмотреть что там пишут. Итак читаем: САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. Теперь посмотрим что написано на этот счет в толковом словаре: САМОСОЗНАНИЕ, Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. И обратимся наконец к источнику более подходящему к обсуждению данной темы. Словарь по этике в этом вопросе более многословен, но приведу только самое на мой взгляд основное: САМОСОЗНАНИЕ, осознание человеком себя как личности и своего места в обществе. Благодаря самосознаию человек способен к самоконтролю, возможности самостоятельно направлять и контроллировать свои поступки. Самосознание не остается неизменным на протяжении исторического развитя общества и человека в нем. Итак, из всего выше сказанного получается - что в человеке есть что-то, что осмысливает, и есть нечто осмысливаемое и чем являеются эти что-то и нечто мы здесь не прочтем. Так-же как например мы можем прочесть как действуют силы гравитации, что из этого следует, все формулы по которым мы можем просчитать любую ситуацию, но о вопросе первпричины, другими словами что есть гравитация, мы ничего не узнаем. Неужели все так (прошу прощения за это слово) запущено? Нет. Вопросами самосознаия и концепции "я", занимались еще задолго до того, как к кним стали применять научные методы. Вопросом о природе "я" и о природе возникновения чувства собственного "я" (самосознания) - центральный вопрос, лежащий в основе всех религий. И их отношение к "я" не однозначно. Например в буддизме к осознаию самого себя относятся, просто говоря, отрицательно, в их вере, даже вернее сказать философии, высшей степенью просвещения является полное отсутствие собственного сознания. Также этим вопросом занимались и мистики, рассвет мистицизма пришелся на 19-20 века. В его сонове лежат умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лищь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина - разновидность интуитивизма и иррационализма. Другими словами мистик воспринимает мир не умом а душой. Приведу пример. Одним из представителей мистицизма был Раману Махарши (1879-1950). Его считают последним истинным духовным учителем нашего времени. Подобно другим мистикам, Махарши считал, что чувство собственного "я" возникает вследствии ложного отождествления, производимого субъектом переживания. Каждый из нас думая о своем теле или о своем разуме, мысленно говорит: "Я". Но если тщятельнее присмотреться к нашему телу и нашему разуму, то мы не обнаружим в них и следа того существа, которое можно назвать "я". Откуда же тогда происходит это чувство собственного "я"? Оно возникает вместе с телом, говорил он, но тело не является причиной его возникновения. Чувство собственного "я" проистекает из чистого сознания. Когда чувство собственного "я" отождествляется с телом, его называют ощущениями, когда оно отождествляется с разумом, оно становится мыслями. Цель учения Раману Махарши состоит в том, чтобы постич это чувство собственного "я", не отождествляя его ни с чем, кроме сознания. Но от мистических и теологических точек зрения пора вернуться в реальный, материальный, окружающий нас мир, с его научными методами и точками зрения. ............ |