Перевезенцев С. В.
Новые духовные веяния, охватившие Россию в царствование Петра I, ярче всего выразились в храмовом строительстве Санкт-Петербурга. В этом отношении здесь сразу же столкнулись две тенденции. Первая из них восходила к древнерусской традиции, когда возведением церквей освящался сам город. Другая тенденция имела западноевропейские рационалистические корни, и в соответствии с этой тенденцией, строительство церквей подчинялось исключительно мирским задачам. А главным критерием, зачастую, становился «экономический» — храм строился только тогда, когда численность паствы была достаточной для его достойного содержания. В 1723 г. Святейший Правительствующий Синод определил, что на приход в 100–150 дворов полагалась церковь, в которой служит один священник, один дьячок и один пономарь. Соответственно, приход в 200–250 дворов мог содержать церковный штат из двух священников, двух дьячков и двух пономарей, а 300 дворам дозволялось иметь церковь с тройной квотой церковнослужителей. Более того, само строительство церквей было строго регламентировано — в начале XVIII в. вышло несколько указов, запрещающих строить «лишние» церкви и часовни. Вот и получалось, что, если в Москве в начале XVIII в. при населении в 200 000 человек было 679 церквей и 22 монастыря, то в Санкт-Петербурге к 1723 г. при населении в 40 000 человек, было всего 30 церквей, причем семь из них были домовыми. Но во второй половине XVIII — начале XX вв. русские традиционные представления взяли верх. В этот период храмовое строительство в Петербурге значительно расширилось, и к 1917 г. в городе и ближайшей округе действовало около 680 соборов, церквей и часовен, а также 4 монастыря.
Еще одна особенность Санкт-Петербурга заключалась в том, что в городе, по сравнению с Москвой, изначально много строили католических и протестантских храмов. Причиной тому было стремление Петра I привлечь в город иностранных купцов, создать для них комфортные условия жизни, в том числе и условия для духовного бытия. Первая католическая церковь в Санкт-Петербурге была построена уже в 1710 г., а к началу XX в. действовало 8 католических соборов и не менее 10 приходских и домовых церквей. Еще раньше, в 1704 г., была возведена первая лютеранская церковь, и перед 1917-м годом в Санкт-Петербурге действовало около 40 протестантских церквей, часовен и молитвенных домов разных направлений.
***
В настоящее время на территории Санкт-Петербурга и в ближайших окрестностях действуют 4 монастыря. Крупнейший и старейший из них — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — мужской монастырь в Санкт-Петербурге, расположенный при впадении в Неву Черной речки (ныне р. Монастырка). Обитель была в 1710 г. Петром I на том месте, где, по преданию, Александр Невский в 1240 г. одержал победу над шведами.
Архитектурный ансамбль Лавры представляет обнесенное каменной оградой каре, прямоугольник. Несколько, преимущественно двухэтажных, корпусов окружают трапецевидный двор созданиями в виде башен по углам, с соборным храмом и другими храмами, в основном в стиле русского барокко.
В 10-е — нач. 20-х гг. XVIII в. архитектор Доменико Трезини возвел северные корпуса келий и двухэтажную церковь, в нижнем этаже которой разместился Благовещенский храм, а в верхнем — Александро-Невский храм. ............