Часть полного текста документа:Сати Эрик Виктор Каширников Его имя во французской музыке связано со всевозможными скандалами. Он завоевал себе громкую известность и место в истории новой французской музыки, благодаря своей независимой, и даже, порой, вызывающей позицией по отношению к официальному академическому искусству, ко всем музыкальным авторитетам. Обладая острым и злым умом, он любил поражать своих слушателей неожиданными парадоксами, смелыми музыкальными каламбурами, ироничными и гротескными названиями своих произведений. К примеру, такими, как "Язвительные препятствия", "Бюрократическая сонатина", "Обрюзглые прелюдии" (для собаки), "Три пьесы в форме груши". Весь сотканный из парадоксов, Сати лишь в 37летнем возрасте поступает учиться в высшее музыкальное заведение Франции "Сколу Конторум", и в течении трех лет усердно изучает контрапункт и композицию. Клод Дебюсси, узнав об этом, сказал композитору: "Вы затеяли опасную игру, в Вашем возрасте уже не меняют кожу". Сати ответил ему: "Если я сорвусь, тем хуже для меня. Значит, у меня ничего не было внутри" Вот некоторые факты биографии этого оригинального человека. Он родился 17 мая 1866 года. Отец - француз, мать - шотландка. Несколько лет Сати учится в Парижской консерватории, однако, неудовлетворенный методами преподавания, бросает обучение и поступает добровольцем в армию. Здесь он недолго выдерживает режим суровой воинской дисциплины. Чтобы избавиться от службы в полку, Сати, обнаженный до пояса проводит несколько часов на морозе, в результате, серьезное легочное заболевание и - освобождение от армии. Вернувшись в Париж, Сати поступает в качестве тапера в кафе на Монмартре, где и проводит вечера в обществе шумной парижской богемы. Широкую славу Эрик Сати завоевал после скандальной премьеры его балета "Парад", написанного по заказу Сергея Дягилева на либретто Жана Кокто. Премьера балета 18 мая 1917 года в Парижском зале "Шатле" вызвала бурную реакцию аудитории и злые нападки критики. Один из биографов композитора писал: "Это был скандал! Весь Париж был в "Шатле" и бурлил негодованием!" Сати был в восхищении: " Они дерутся изза меня!" Пресса была воинственна и бескомпромиссна - Сати, Кокто и Пикассо (автора декораций и костюмов) называли "бошами"". Один из отчетов возбудил Сати до такой степени, что он послал его автору письмо, полное грубых оскорблений. В результате - судебный процесс. Автора балета "Парад" приговорили к 8 дням тюремного заключения за "публичное оскорбление и клевету" Действие "Парада" разворачивается на арене цирка, и представляет собой последовательность цирковых номеров. Здесь и китайский фокусник, и пара акробатов, танцующая лошадь, которую изображали два актера, чревовещатель, клоун. Пикассо оформил спектакль в кубистическом духе, с конструкциями в виде площадок на разных уровнях с картонными задниками. Все это оформление замечательно соответствовало музыке Сати - простой, четкой, лишенной и тени красивости, насыщенной ритмами джаза и кабацких песенок, но в то же время самобытной и темпераментной. Композитор использовал целый ряд необычных шумовых эффектов, таких как стук пишущей машинки и автомобильные гудки. "Парад" Сати ознаменовал новый этап в развитии французской музыки. ............ |