Часть полного текста документа:Саянов Виссарион И. Гринберг Саянов Виссарион Михайлович (1903-) - поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири. С. - активный участник пролетарского литературного движения, был членом правления РАПП и ЛАПП; основатель ленинградской литературной группы "Смена", член редколлегий ряда журналов. С., один из первых и значительных комсомольских поэтов, с самого начала выступает по преимуществу как лирик. Герой С. побывал на фронте гражданской войны и вернулся на свой родной завод ("Фартовые года"). На первых стихах С. сказалось увлечение "блатной" лексикой. Характернее для С. стремление расширить свою лирическую тему путем исторических, гл. обр. историко-революционных сопоставлений. Поэтому уже в стихах, составивших сборник "Фартовые года", локальные детали, характеризующие лирического героя, сочетаются с перспективной, хотя и абстрактно выраженной обрисовкой революционной эпохи в целом. Два плана - бытовой и общественный, эпохиальный - вначале даны у С. в сплетении. Условный "блатной жаргон" в свою очередь переплетается с высокой пафосной лирикой. В дальнейшем развитии творчества С. выделяется и побеждает интерес к общественной тематике. Раскрывая тему пролетарской революции, С. увлекается аналогиями, реминисценциями, отступлениями в прошлое. Стихи С. - патетичны и в то же время несколько абстрактны. Практическая творческая деятельность С. дополнялась теоретическим осмыслением принципов работы над стихом. С. выступил с рядом статей о поэзии, гл. обр. по вопросу об использовании классического наследства. Он внес ряд уточнений в споры о "реализме, романтизме, натурализме" и поэзии. Ценны его работы о символизме и акмеизме. С. стремился сознательно использовать элементы символистской, акмеистической и футуристической поэтики в новом синтезе. Увлечение экспериментом пагубно отразилось на творчестве С.: неудачна получилась насквозь условная поэма "Картонажная Америка". Общая культурность обернулась книжностью и литературностью; эмоциональность - эмоциональной заумью; патетика - алогической риторикой. Не лишены этих черт и стихи, составившие цикл "Семейная хроника". В этом цикле С. дал картину смены поколений полурабочей, полумелкобуржуазной семьи в тесной связи с развитием революционного движения. Следующий цикл, составляющий книгу "Золотая Олёкма" (1933) в портретах, в песнях, и романсах, в лирических, характерных для С. стихах, объединен темой Сибири: старой - капиталистической, хищнической, каторжной, и новой - социалистической, индустриальной. Здесь стих С. освобождается от книжности, псевдокультурности, прорывается к живой теме. Борясь за большую поэтическую форму, С. работает над использованием фольклора, гл. обр. эпического. С 1930 С. выступает и как прозаик, но проза его значительно слабее, чем поэзия, хотя и отличается разнообразием и актуальностью своих тем. Наиболее значителен из прозаических произведений С. роман о первых русских авиаторах "Небо и земля", положительно оцененный советской критикой. Список литературы I. Стихотворные сборники: Фартовые года, Гиз, Л., 1926 изд. ............ |