Часть полного текста документа:Сексуальность человека К.Имелинский Сексуальность является одним из основных факторов, побуждающих людей к интерперсональным контактам и связям. Однако, в историко-эволюционном развитии человека не сексуальность, а совместный труд, создание материальных благ и необходимость обеспечивать свое существование были основными факторами, обусловившими появление групп и сообществ людей. Вместе с физическими и психическими особенностями и, прежде всего, с сознанием, мышлением и речь развивались общественные отношения. Таким образом, человек является как продуктом, так и строителем условий жизни, в которых он существует; он является также создателем самого себя и человеческого общества, частью которого он является. Изучение различных форм поведения показало существование обобщенной модели "пусковых механизмов", действующих в направлении сближения особей разного пола. Организм одного пола различным способом сигнализирует о своей способности к сексуальному контакту. Эти сигналы активизируют у особи противоположного пола такие формы поведения, характер которых создает в организме, первоначально сигнализировавшем, готовность к сексуальному контакту, направленную на конкретную особь. Появление и выделение "пусковых механизмов" на соответствующем уровне биологического развития является филогенетически оформленным, целенаправленным приспособлением к меняющимся условиям в пределах беспрестанно меняющейся природы. Сексуальное объединение двух отдельно существующих особей воплощает объективные условия существования и подчиняется закономерностям развития материи, а система подготавливающих это объединение эротических сигналов является функцией этих закономерностей. Все это относится и к человеку и находит отражение как в индивидуальном, онтогенетическом развитии, так и в измененном виде - в исторически-культурном и биологически-эволюционном филогенетическом развитии. Указанная выше общая модель механизмов, лежащих в основе сексуальных контактов и мотивирующих их, не позволяет, однако, точно определить, что такое сексуальность. Отсутствие общей концепции сексуальности заставляет определять ее в описательных категориях и затрудняет интерпретацию сексуальных расстройств. Следует подчеркнуть, что, несмотря на распространенность различных взглядов, считающихся трюизмами только на основании их глубокого укоренения в сознании, а также, несмотря на постоянный интерес к сексуальности, все же до сих пор существует намного меньше систематических исследований сексуальной мотивации, чем других важных потребностей человека, таких, как голод или агрессия. Это же относится к теоретическим концепциям сексуального влечения, сексуального желания, половой возбудимости или сексуального возбуждения. Сущность сексуальности не может быть выражена в биологических или психологически гедонистических категориях. Эволюционные концепции не могут разъяснить, как в процессе эволюции возникает "сексуальное сознание". Теологические концепции объясняют смысл и цель жизни (в том числе и сексуальности) посмертным вознаграждением. Психоаналитические концепции (Ференца, Фромма и др.) объясняют смысл и цель сексуальности категориями стремления к возвращению утраченного единства с окружающей средой, однако смысл и цель этого неподвластны сознанию человека. ............ |