Часть полного текста документа:Секулярное священство и опасности, которые таит демократия Ноам Хомский Термин "секулярное священство" я заимствую у выдающегося британского философа и историка-интеллектуала Исайи Берлина. Тот имел в виду интеллектуалов-коммунистов, оправдывавших государственную религию и преступления власти. Конечно же, к секулярному священству примыкали не все советские интеллектуалы. Были комиссары, которые власть оправдывали и реализовывали, и диссиденты, которые протестовали против власти и ее преступлений. Мы чтим диссидентов и осуждаем комиссаров, что само собой разумеется справедливо. Внутри советской тирании, однако, верно было прямо противоположное - что тоже само собой разумеется. Следы различения "комиссаров" и "диссидентов" ведут к самой ранней письменной истории, как и тот факт, что внутри своей страны комиссары чаще пользуются уважением и привилегиями, а диссидентов презирают и нередко наказывают.1 -------------------------------- 1 Подробнее о комиссарах см. у М. Ямпольского (А.Б.) Рассмотрим Ветхий Завет. Есть темное древнееврейское слово, которое по-английски переводится как "prophet" 'пророк' (и сходным образом в других западных языках). Оно означает нечто вроде "интеллектуала". Пророки предлагали критический геополитический анализ, а также критические оценки и наставления морального свойства. Много столетий спустя их стали почитать; во время oно же их принимали не слишком радушно. Были и такие "интеллектуалы", которых почитали: льстецы при дворах царей. Столетия спустя их обличили как "лжепророков". Пророки были диссидентами; лжепророки были комиссарами. В ту эпоху и до наших дней есть бесчисленное множество примеров. Это поднимает для нас такой небесполезный вопрос: а наши собственные общества - они что, исключение из исторического правила? Отнюдь: они довольно точно следуют этому правилу. Берлин использовал термин "секулярное священство" для того, чтобы обличить класс комиссаров у официального противника; обличение совершенно справедливое, однако ничего удивительного в этом нет. А другой исторической универсалией, или близкой к ней, является то, что глаз у нас остер на преступления тех, кого заведомо определили как врагов, и их-то мы разоблачаем бойко, часто с превеликой убежденностью в собственной правоте. Взглянуть в зеркало чуть посложнее. Одной из задач секулярного священства в нашем обществе, как и в других, является - предохранять нас от этого неприятного ощущения. Джордж Оруэлл знаменит своим красноречивым обличением тоталитарного врага и скандального поведения его секулярного священства; наибольшего внимания в этом смысле заслуживает, быть может, его сатира "Скотный двор". Писал он и об аналогичном явлении в свободных обществах - в своем введении к "Скотному двору", в котором рассматривалась "литературная цензура" в Англии. В свободной Англии, писал он, цензура "во многом добровольная. Непопулярные идеи можно замалчивать, а неудобные факты держать во тьме безо всякой надобности в официальных запретах". В результате "всякого, кто ставит под сомнение превалирующую ортодоксию, с удивительной эффективностью заставляют замолчать". У Оруэлла было лишь несколько замечаний по поводу методов, используемых для достижения такого результата. ............ |