Управление Образования г. Астаны
учреждение «колледж Евразийского гуманитарного института»
Предметно – цикловая комиссия иностранных языков
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория языка»
Тема: «Семантика и прагматика глаголов говорения в английском языке»
Астана - 2011
Введение
Глаголы говорения неоднократно являлись объектом лингвистических исследований, в которых изучались их лексическая и категориальная семантика, а также функционирование в различных структурах. В лингвистической литературе достаточно полно описана номенклатура семантической структуры рассматриваемой группы глаголов на системно-парадигматическом уровне, также имеются данные, касающиеся особенностей их функционирования в предложении - высказывании. Однако до сих пор в лингвистике нет работ, рассматривающих функциональную категоризацию глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций функционально - семиологического и прототипического подходов к формированию категориального значения предикативных единиц.
Глаголы говорения являются одним из самых исследуемых объектов в лингвистических изысканиях. Интерес к данной группе лексических единиц обусловлен как сложностью их семантической структуры, так и неоднозначностью в вопросе выделения синонимических рядов и тематических групп.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью общетеоретического осмысления процессов функциональной категоризации глаголов говорения, выяснения механизма, детерминирующего особенности функциональной категоризации на формальном (синтаксическом), семантическом и понятийном уровнях, и условий формирования особого лексического и категориального значения названных глаголов в рамках предложения - высказывания.
Актуальность исследования также определяется целями и задачами обучения активному и корректному владению иностранным языком.
Цель курсовой работы состоит в выявлении факторов и условий, детерминирующих процесс функциональной категоризации языковой картины мира, а также в определении специфики функциональной категоризации трёх групп глаголов соответственно с прототипами tell, say и speak.
Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
1. Определение и описание механизмов и условий функциональной категоризации глаголов говорения.
2. Выявление критериев и условий, при которых возможно синкретичное изменение категориального и лексического значения исследуемых глаголов.
3. Сопоставление системно-парадигматического и функционального уровней анализа глаголов говорения.
4. Уточнение номенклатуры прототипических акциональных и неакциональных характеристик глаголов говорения.
5. Установление степени зависимости категориального статуса предиката от его субъектно-объектных отношений в структурной схеме предложение-высказывания.
6. Определение набора наиболее рекуррентных лексических единиц, способных передавать значения однонаправленного/неоднонаправленного говорения.
1. Семантический анализ глаголов говорения
1.1 Глаголы говорения и различные подходы к их изучению в современном английском языке В лингвистике исследование глаголов говорения (глаголов речи, коммуникативных глаголов) шло по разным направлениям и отечественные, и зарубежные ученые ставили перед собой разные задачи. ............