Семейное воспитание: идеалы и традиции «малых» народов
По заданию Федерального агентства по образованию в 2007 г. Белгородский госуниверситет провел Всероссийский конкурс "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности" для преподавателей русского языка как неродного — в рамках исполнения Федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)". Его участниками стали преподаватели различных национальных вузов, средних специальных и общеобразовательных учреждений. Организаторы получили сотни работ почти из всех национальных республик и автономных округов, а также из многих областей Российской Федерации. Активное участие приняли учителя сельских школ, причем из самых отдаленных от центра населенных пунктов, где обучаются подростки, для которых русский язык не является родным.
Работы педагогов-практиков оказались настолько интересными, что мы сочли необходимым в настоящей статье ознакомить с их содержанием широкий круг специалистов, занимающихся проблемами семейного воспитания. Особый интерес у написавших нам вызвало такое конкурсное задание: «Напишите (самостоятельно, с выражением личностного отношения к проблеме) сочинение на тему: "Какие особенности культуры (...) народа мне нравятся" (на месте точек впишите название народа, детей которого Вы обучаете. Например, культуры якутского народа)».
Учителя и преподаватели вузов искренне, в доверительной форме дали ответы на этот вопрос. В итоге мы получили всероссийское, панорамное мнение учителей, наблюдающих различные этносы нашей страны как бы со стороны, глазами русского человека или воспитанного на русской культуре ее проводника и популяризатора. Учителя национальных школ имели возможность сравнить различные социально важные сферы жизни русского и нерусского населения, прежде всего, сферу семейного и общественного воспитания подростков. Надо сказать, что такое сравнение часто оказывается не в пользу сегодняшнего воспитания русского подростка, особенно такого, которое он получает в условиях проживания в крупном городе. Учителя с горечью пишут об этом и убеждены в том, что российскому обществу следовало бы более критично оценить плоды этого воспитания и что в этнопедагогических традициях и обычаях нерусских семей есть много хорошего, что неплохо было бы перенять и русским. Ясно одно: у русских людей в целом нет никаких оснований проявлять в вопросах воспитания подростков пренебрежительное отношение к иным народам России, кичиться своим превосходством как титульной нации, поскольку во многих аспектах воспитания детей такого превосходства просто нет. Другие народы (их принято называть "малочисленными народами России", "малыми") в большинстве своем сохранили здоровую основу своих национальных традиций и продолжают "удерживать ситуацию" с воспитанием подростка под контролем семьи и общества. Человеку, нарушающему обычаи и традиции своего малого народа, крайне некомфортно, а то и просто невозможно жить в его среде. На своей малой родине они не могут неуважительно относиться к старшим и женщинам, хамить и жульничать, воровать и грабить. Уж не потому ли именно такие люди (в буквальном смысле слова отщепенцы) устремляются в крупные города, в столицы России, где все это им вроде бы уже можно делать и (что греха таить) часто безнаказанно?
Вопросы воспитания подростков требуют самого пристального внимания российского общества, поскольку здесь у нас далеко не все в порядке, во всяком случае, проявляется кризис человечности и общей высокой культуры личности. ............