Часть полного текста документа:Семинарские занятия по общей биологии: нетрадиционный подход к организации и проведению Т. В. Афанасьева, Л. Н. Сухорукова Решению задач обучения и развития способствует активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной работы. Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия - организационная форма урока, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах. Подготовка к семинару сводится к следующему плану: 1.Выбор темы, определение задач. 2.Подбор дополнительной литературы. 3.Подготовка вопросов для обсуждения. 4.Распределение заданий и тем для сообщений. 5.Организация предварительной работы, консультации. 6.Определение критериев оценки выступлений. 7.Выбор методов и приемов проведения. 8.Подбор средств наглядности. 9.Составление плана проведения семинара. Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе. В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре: 1.Вводное слово учителя:формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара. 2.Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам). 3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы. 4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений). На наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимателен в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме. Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Ведущей дидактической задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания школьников вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком уроке должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач. ............ |