Часть полного текста документа:Сергеев-Ценский Сергей Сергеев-Ценский Сергей Николаевич (1876-) - писатель. Был учителем, затем офицером, поручиком запаса. Участвовал в русско-японской войне. Впервые в печати выступил в 1901 сборником "Думы и грезы". Своим дооктябрьским творчеством С.-Ц. отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 С.-Ц. хранил веру в свободное развитие человечеств ("Верю!"). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. - Шевардин ("Сад"), Хохлов ("Маски") - это беспочвенный и стихийный поборник отвлеченной правды, не понимающий реальных методов борьбы. Творчески самоопределяется С.-Ц. в период 1905. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок. Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинен случайностям. Основные герои С.-Ц. - пессимисты, иппохондрики, лишенные воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме "Движения" С.-Ц. рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчиненность человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича). Идея вырождения с глубоким лиризмом развертывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм "Печаль полей" (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть, перипетии умирания рисуются им детально ("Наклонная Елена", пьеса "Смерть" и др.). В 1907 вышел принесший лит-ую известность роман "Бабаев", в котором революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора - на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли "усмирителя" и хранителя старого порядка. Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе "Капитан Коняев" (1918), он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи - стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушния, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность. Деградация России - лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом. Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату ("Жестокость"). Обращаясь к образам новых людей - рабочим, революционерам-коммунистам, - С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко ("Павлин"), матрос Семен Подканаев - это дегенераты, в прошлом убийцы, в которых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе "Павлин" в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное. После Октября С.-Ц. написал роман "Обреченные на гибель" - вторую часть начатой еще до революции эпопеи "Преображенье". (первая часть "Валя"). С.-Ц. стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. ............ |