А.И. Якимов
Сегодня качество профессионального образования водителей не отвечает современным требованиям. Для решения проблемы необходимы корректировка образовательных стандартов, совершенствование учебно-лабораторного оборудования и т. д. Но как быть с водителями, которые проходили обучение давно и уже осуществляет трудовую деятельность? Ведь надзор за водителями со стороны государства совершается только в момент получения им водительских прав. На решение этой проблемы и направлен наш проект.
За последнее десятилетие отмечается бурная динамика роста автомобильного парка Российской Федерации – общее количество транспортных средств давно перешагнуло рубеж в 30 млн ед.
Это существенно изменило условия дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, темпы развития имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры не соответствуют возрастающим потребностям государства и общества. Планка требований к профессиональной готовности водительского персонала автотранспортных предприятий (АТП) независимо от форм собственности значительно поднялась, но квалификация управляющих транспортным средством не отвечает реалиям сегодняшнего дня, и непрофессионализм водительского состава придает основную негативную тенденцию показателям аварийности на дорогах страны.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
– низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;
– неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;
– пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников движения;
– несовершенство технических средств организации дорожного движения;
– недостаточный технический уровень дорожного хозяйства.
На наш взгляд, причинами низкого профессионального уровня водителей общественного транспорта являются:
1. Отсутствие профессионального отбора на осуществление соответствующего вида деятельности. Зачастую при трудоустройстве в АТП основным критерием отбора персонала является только наличие водительского удостоверения.
2. Отсутствие независимого периодического контроля за водителями общественного транспорта со стороны общества. Надзор за водителем со стороны государства совершается только в момент получения им водительских прав. В дальнейшей деятельности он фактически бесконтролен и сам отвечает за свой профессиональный рост.
Анализ состояния профессиональной подготовки тех, кто недавно прошел обучение, показал, что качество профессионального образования не всегда соответствует современным требованиям. Для решения этой проблемы необходимы корректировка образовательных стандартов, обновление и совершенствование учебно-лабораторного оборудования, отвечающего современному уровню развития транспортных средств, повышение уровня преподавательского и инструкторского мастерства и т. д.
Но как быть с теми, кто проходил обучение давно, имеет все разрешительные документы на право управления транспортным средством и уже осуществляет трудовую деятельность в автопредприятиях? На решение этой проблемы и направлен предлагаемый проект.
3. Завышенная самооценка водительского персонала, имеющего более пяти лет трудового стажа. ............