Монтескье
Введение
"Оканчивался XVII век, и сквозь вечереющий сумрак его уже проглядывал век дивный, мощный, деятельный, XVIII век; уже народы взглянули на себя, уже Монтескье писал, и душен становился воздух от близкой грозы", - так писал А.И. Герцен1. Гроза разразилась в конце XVIII столетия. Это была революция, уничтожившая во Франции феодализм, поколебавшая его в других странах Европы.
Монтескье стоит у истоков идейного движения, которое готовило ее. Он один из первых призвал французский народ к свершению социальных преобразований на основе гражданского равенства, демократических свобод, мира и гуманизма. Вместе с Вольтером он открывал век французского Просвещения. Продолжая традиции гуманистов эпохи Возрождения, поборников раскрепощения человеческого сознания от пут религиозного мракобесия, он поднял самые животрепещущие вопросы своего времени, заговорил о них полным голосом и привлек к ним внимание не только французской, но и всей европейской общественности.
Молодость его прошла в последний, самый бесславный период правления Людовика XIV, когда во всей силе сказались печальные последствия завоевательных войн Франции, доведших страну до полного разорения и обнищания. Правда, сохранилось пышное великолепие Версаля, созданного гением Мансара, Лебрена, Ленотра; но за пределами этого островка, за пределами дворянских дворцов и парков простиралось огромное море народной нищеты.
Бессмертная слава
Монтескье по возрасту был самым старшим в кругу французских просветителей. Он родился в 1689 г. в замке Ла-Брэд, недалеко от города Бордо, в семье небогатого дворянина де Секонда. Его бездетный дядя Монтескье, президент парламента в Бордо (председатель суда), завещал ему свое имя, состояние и должность. Это предопределило жизненный путь будущего писателя.
Шарль Монтескье был отдан в духовное училище - ораторианский коллеж в селе Жюильи около Мо, в котором пробыл пять лет, до 1705 г., а потом принялся за изучение права, готовясь к деятельности судьи. "Когда я вышел из коллежа, мне дали в руки книгу по правоведению, и я стал искать идею права", - вспоминал он впоследствии. Серьезное изучение французского законодательства и жизненные наблюдения позволили Монтескье заметить экономические, социальные и политические непорядки в стране.
Заняв должность, унаследованную от дяди, он вскоре был избран членом Бордоской академии, в трудах которой принял самое деятельное участие, выступил с рядом исследований по различным вопросам гуманитарных и точных наук.
В 1720 г. Монтескье написал роман "Персидские письма", который издал анонимно в следующем году. Основные идеи этого романа впоследствии были изложены в "Размышлениях о причинах величия и падения Римской империи" (1734) и в виде разработанной, достаточно стройной системы в "Духе законов" (1748).
Монтескье олицетворяет собой тип ученого-борца, исследующего научные проблемы не ради академического интереса, а во имя переустройства общественной жизни людей. "Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы!" Чтобы ни создавал Монтескье, ученый ли трактат, или фривольную прозаическую поэму вроде "Храма в Книде", всюду он облекает свою мысль в "легкую сверкающую игру французского остроумия"1.
"Персидские письма"
В его философском романе "Персидские письма", романе-трактате, политические доктрины представлены в лицах и живых картинах. ............