Филлип Л. Хансейкер (Philip L. Hunsaker), профессор менеджмента бизнес-школы Университета Сан-Диего.
Редко встретишь человека, который может преодолеть первое негативное впечатление о ком-либо, чтобы потом рассмотреть его глубоко скрытые, истинные ценные качества и таланты. Люди достаточно предсказуемо реагируют на имидж и чувствуют себя более спокойно, имея дело с предсказуемыми элементами. Ваш имидж состоит из множества компонентов. Шесть важнейших их них — это первое впечатление о вас, глубина и широта ваших знаний, ваша гибкость, ваш энтузиазм и ваша искренность.
Как бы абсурдно это ни звучало, но люди действительно судят о книге по ее обложке. Редко встретишь человека, который может преодолеть первое негативное впечатление о ком-либо, чтобы потом рассмотреть его глубоко скрытые истинные ценные качества и таланты. Люди достаточно предсказуемо реагируют на имидж и чувствуют себя более спокойно, имея дело с предсказуемыми элементами. Менеджеры, придерживающиеся традиционного имиджа, как правило добиваются больших успехов, чем те, кто от него отказывается. Менеджеры, которые выглядят и действуют, как руководители, имеют решительное преимущество перед менеджерами, которые не повторяют имидж своего шефа.
Не так давно один из наших друзей был в длительной деловой командировке. Внезапно у него по всему телу пошла сильная сыпь. Будучи вдали от дома, он решил обратиться в крупный медицинский центр. Была поздняя ночь, и ему пришлось ждать больше часа, чтобы кто-то осмотрел его. Наконец, в кабинет вошла молодая женщина. На взгляд ей нельзя было дать больше двадцати пяти лет. У нее были длинные прямые волосы, плотно облегающие модные джинсы и свободная верхняя блузка. Она сказала, что она доктор. Женщина рассматривала сыпь на теле нашего друга несколько минут, но ни разу не прикоснулась к нему. Она поставила диагноз, выписала рецепт и ушла. Наш друг весьма скептически отнесся к ее диагнозу и к выписанному ею рецепту.
На следующее же утро он отправился к другому доктору в том же городе. Там его тщательнейшим образом осматривали в течение трех часов. Он чувствовал, что наконец-то попал в хорошие руки. Когда второй врач выдал ему рецепт, оказалось, что это то же самое лекарство, которое первая врач выписала ему предыдущей ночью. Тем не менее на сей раз он был намного более убежден в необходимости приема данного лекарства. Мораль сей истории сводится к имиджу докторов. Манера поведения, одежда и внешний вид первого врача сформировали в сознании нашего друга имидж, который породил скептицизм, напряженность и недоверие. Со вторым доктором все было абсолютно наоборот. Мнение нашего друга о первом докторе не имело ничего общего с ее компетентностью. В действительности она оказалась опытным врачом, если смогла поставить тот же самый диагноз и выписать лекарство всего за три минуты, на постановку которого второму врачу потребовалось около трех часов. Вся разница заключалась в имидже.
Составляющие имиджа
Ваш имидж состоит из множества компонентов. Шесть важнейших их них — это первое впечатление о вас, глубина и широта ваших знаний, ваша гибкость, ваш энтузиазм и ваша искренность.
1. Первое впечатление. Оно включает в себя одежду, голос, опрятность, рукопожатие, визуальный контакт и осанку. То, насколько умело вы демонстрируете каждый из этих факторов, глубоко сказывается на других. Положительное первое впечатление делает первоначальное и последующее общение с людьми значительно более простым и комфортным. Отрицательное первое впечатление может прервать взаимоотношения еще до того, как они начались. Некоторые люди могут преодолеть неблагоприятное первое впечатление, но это непросто. Многие сразу сдаются, вместо того чтобы попытаться изменить первое отрицательное впечатление, сложившееся у другого человека.
Вы когда-нибудь судили о личности и/или компетентности другого человека, основываясь только на первом впечатлении, которое он на вас произвел? Что вы думаете о неряшливой внешности, слабой гигиене, бедном словарном запасе, плохой осанке или мешковатой одежде? А как насчет вялого рукопожатия? Вы можете подумать, что ни одно из этих слабых мест не применимо к вам. ............