Часть полного текста документа:Шишков Александр Семенович (1754-1841) Аркадий Минаков, Воронеж Государственный и общественный деятель, адмирал, президент Российской академии наук, поэт и филолог, идеолог раннего русского консерватизма. Александр Семенович Шишков родился 9 марта 1754 года. Он был из старинного дворянского рода, сын инженера-поручика С. Н. Шишкова. Окончил Морской кадетский корпус со званием мичмана (1772). Неоднократно участвовал в морских походах, с 1779 преподавал в корпусе морскую тактику, одновременно занимался литературной деятельностью, переводами, писал пьесы, стихи и рассказы. В ходе русско-шведской войны 1788-90 участвовал в Ревельском и Выборгском морских сражениях. При императоре Павле I определен членом Адмиралтейств-коллегии (1798), назначен историографом флота (1799). В дальнейшем служил в Лесном департаменте (с 1803), возглавлял Адмиралтейский департамент (1805). В начале правления императора Александра I Шишков был глубоко разочарован либеральным курсом, связанным с деятельностью членов Негласного комитета и М. М. Сперанского, обвинял последних в неопытности, незнании отечественных традиций, законов и обрядов, в некритичном следовании "духу времени", идеям, которые привели к "чудовищной французской революции". С 1803 Шишков заявил о себе как ведущем идеологе консервативно-националистических кругов. В "Рассуждении о старом и новом слоге российского языка" (1803) Шишков выступил против галломании - полной или частичной ориентированности высшего дворянского общества на французские культурно-поведенческие модели. Будучи по форме филологическим трактатом, "Рассуждение" по сути стало политическим манифестом складывавшегося русского консерватизма. Шишков рассматривал галломанию как проявление духовной деградации, начавшейся в результате массового наплыва галлицизмов в русский язык. Согласно Шишкову, язык является субстанцией народности, квинтэссенцией национального самосознания и культуры, поэтому ко всяким языковым заимствованиям необходимо подходить предельно осторожно, опираясь в создании литературного языка на церковнославянский язык, язык русских летописей, древнерусских литературных произведений и грамот. Галлицизмы же, по мысли Шишкова, могли привнести в русский язык понятия, ведущие к революции. Шишков не ограничился борьбой с галломанией в литературе. Сформулированная в "Рассуждении" программа провозглашала необходимость национального воспитания с опорой на собств. языковые, политические, бытовые (например, в одежде, пище, повседневных поведенческих стереотипах) традиции, патриотизм, включающий культивирование национального чувства и преданность самодержавной монархии. Шишков одним из первых высказал мысль о необходимости сближения церковной и светской культурных традиций. С 1807 по инициативе Шишкова в Санкт-Петербурге устраивались литературные вечера, ставшие с 1810 публичными и получившие название "Беседа любителей русского слова" (последнее заседание состоялось в 1816). Целью "Беседы" - укрепление в русском обществе патриотического чувства при помощи русского языка и словесности. В "Беседе" в консервативном духе обсуждались не только вопросы литературы, но и общественно-политические проблемы. Среди ее членов - Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич и другие. В работе "Рассуждение о любви к Отечеству" (СПб., 1812) Шишков вновь резко критиковал галломанию и космополитизм. ............ |