Часть полного текста документа: Школа в годы войны Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на временно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей. Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Центральной задачей было обеспечение всеобуча. Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за 1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч школ и восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9 тысяч школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли или временно лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В 1943 году были учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища. Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов. Большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили кадры для народного хозяйства. Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, которые по разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в организации новых видов учебно-воспитательных заведений. С 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодежи (ШСМ). Впервые такие школы были созданы в Ленинграде зимой 1941-1942 годов. В годы блокады у ленинградских учащихся не было чернил, не хватало бумаги, помещение не отапливалось, а полуголодные подростки продолжали заниматься после работы. По решению Ленгорсовета в декабре 1942 года в городе открылись 52 школы рабочей молодежи. Некоторые школы находились у самой линии фронта. Решением Ленгорисполкома с 1 сентября 11943 года учащиеся вечерних школ в дни занятий стали получать дополнительно 50, а потом 100 г хлеба, 7 г. жира и 300 г. овощей. Школы рабочей молодежи, возникнув по всей стране в годы войны, сыграли важную роль в повышении образовательного уровня и подготовке кадров квалифицированных рабочих. В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебных планов, в которых увеличивалось число часов на русский язык литературу и математику. По постановлению ГКО о Всеобщем обучении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допрызывная подготовка учащихся старших, а в 1942-43 учебном году введен новый предмет - военное дело. С 1943-1944 учебного года в городских школах было введено раздельное обучение, охватившее около 20 % школ страны. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины организованности школьников. Этому способствовало введение в 1944 году "Правил для учащихся". В 1944-45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 7-летнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экзамены в 4-6-х и 8-9-х классах. ............ |