Школы-пансионы: зло или благо?
В последнее 10-летие сочетание двух слов «школа» и «пансион» уже стало привычным и почти понятным для нас. Самые «продвинутые» родители, придерживающиеся авангардных методов воспитания, уже опробовали во многом еще новую для нас форму воспитания и обучения детей – школу-пансион. С каждым годом число российских подростков, которые учатся и живут в таких школах, увеличивается.
Настолько ли новая эта система воспитания ребенка вдали от дома? Что хорошего в этих загадочных образовательных учреждениях? Как могут родители расставаться со своими любимыми детьми, отдавая их в руки пусть профессионалов, но чужих людей?
Чтобы ответить на все эти вопросы, было проведено специальное исследование, прочитано огромное количество отчетов и статей, написанных разными общественными, международными, социологическими организациями, но за основу этой статьи были все же взяты исследования и аналитические выкладки, сделанные канадскими и английскими ассоциациями и объединениями, занимающимися проблемами развития образования.
Школы-пансионы упоминались еще во времена Древней Греции, но наибольшую популярность такая система воспитания и образования получила в Англии. Многие английские школы-пансионы имеют многовековую историю, которой гордятся, иногда даже тем, чем не следовало бы. В США школы-пансионы стали появляться практически с начала 19 века, но делились они в основном на две категории: школы для детей с достатком и школы для детей с проблемами в поведении. Школы-пансионы до сих пор отличаются разными направлениями в методиках обучения и воспитания: религиозные, военные, специализированные, для мальчиков, для девочек или смешанные. Но школы-пансионы негласно еще делятся на те, которые принимают детей с проблемами в поведении и на тех, которые принимают только «шелковых» учеников, не желая тратить время на возможные проблемы подростков.
По данным Международного Канадского Агентства Разработок при Общественной Ассоциации Сервиса для Иностранцев интерес к школам-пансионам ежегодно возрастает, что объясняется следующими факторами:
· Чаще всего школы-пансионы – это частные учебные заведения, где четко сохраняются традиции, обозначенные концепциями и Уставами школ;
· Большинство таких школ относит себя к элитным учебным заведениям; это заставляет администрацию таких школ набирать небольшие классы и больше внимания уделять каждому учащемуся, проводить дополнительные творческие и спортивные занятия с детьми после уроков;
· Такие школы быстрее реагируют на изменения в образовательных программах, так как обычно они лучше оборудованы и имеют попечительские советы.
Когда читаешь выкладки из отчетов вышеупомянутой Ассоциации о школах-пансионах, начинаешь подозревать, что эта ассоциация имеет какой-то живой интерес в пропаганде школ-пансионов. Появляются новые вопросы и подозрения: неужели детям лучше учиться в закрытой школе, чем жить дома рядом с мамой и папой? Как дети не страдают от отсутствия родительской заботы и ласки?
Ответ был найден в рапорте Христианской Организации Международного Взаимодействия: оказывается, психологами даже придуман термин, которым характеризуют ребенка, учащегося в школе-пансионе. ............