1. Древнекитайская философия
В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода, земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов (забота, страх, гнев, радость, созерцательность). 2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является причиной всех изменений) есть величайшее существо, первоприч всего бытия, к которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь (прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй (невозмутимое согласие).
2. Древнегреческая философия
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Общие черты: - Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э. - Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира. - Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое - Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы. Милетская школа – 1ая натуралистическая. Фалес: первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь, которые способны двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенноеграниц. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земныестихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человекпроизошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен. Итого милетской школе: - она являлась рационализацией мифа - характеризовалась пантеизмом (Бог = природа) - человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д) - хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой - философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны - все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.
Пифагор. Гераклит. Пифагор. - Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение подобного. Гераклит. - развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется». - написал труд «О природе»- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и являетсяогнем, загорающимся и потухающим. ............