Часть полного текста документа: 1. Мировоззрение и его структура Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют М.. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. М. - это такая совокупность образов и представлений или система категорий и понятий, кот. подчинена основным вопросам М-я, определяющем место людей в природе и их ист. происхожд-е и назначение. Существует два способа освоения мироздания: 1) путем психолог. ассоциаций, через образы и представления; 2) путем логической системы понятий и категорий. Сущ. 2 уровня М.: 1) эмоционально-образный-связан с миром ощущений (искусство, мифология и религия); 2) логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение). Ист. типы мировоззрения: миф, религия, философия Мифология ("миф"- легенда) - продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смерти и т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе (мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия - культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхъестественное, базируется на вере. Философия-"любовь к мудрости" или "мудрость в идеале". Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее. -------------------------------------------------------------------------- 2. Основные проблемы и разделы философии К проблемам философии относятся: - отологические (проблемы бытия, человечества - мате-рия и сознание, движение и развитие, пространство и время, явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность, форма и содержание, качество и количество, единство и борьба противопо-ложностей, отрицание и отрицание отрицания, возможность и действительность, часть, целое и система, единичное, особенное и всеобщее и др.); - гносеологические (теории познания - чувственное и рациональное познание, абсолютная и относительная истина); - аксиологические (вопросы культуры и системы ценностей - природа и общество, материальная, социальная, политико-правовая, духовная сферы жизни общ-ва, культура и общ-во, сущность чел-ка, личность и общ-во, общественное и индивидуальное сознание и др.); - проблемы истории философии (древнегреческая натурфилософия (Гераклит, Элеаты, Демокрит), школа Сократа, Платон и Аристотель, Философия Средневековья, философия эпохи Возрождения, Английские философы XVII - XVIII (Бэкон, Гоббс, Локк), Декарт и Спиноза, философия франц. просвещ., Кант и Фихте, Маркс, Гегель, Фейербах, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше) и др.). -------------------------------------------------------------------------- 3. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества Основные функции философии мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция предусматривает формирование жизненных позиций, убеждений и идеалов людей и реализуется на двух уровнях: логико-рассудочном и эмоционально-образном. Методологическая ф-я проявляется в обеспечении научного и социального познания выверенными правилами, нормами и методами исследования. Помимо двух основных ф-й философия исполняет социально-аксеологическую, культурно-воспитательную, прогностическую ф-и, а также функцию критики, призванную противостоять догматизму. Философия есть поиск и нахождение чел-ком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек). -------------------------------------------------------------------------- 4. ............ |